Дом Борхова

На углу Казанской и Петропавловской стоял некогда древний дом псковитина Ямского, в котором останавливался Петр I. После Ямского дом перешел к Трубинским, а от них к Иевлевым. В1855 году он сгорел и был перестроен, конечно, с большими искажениями. В1872 г., по случаю 200-летия со дня рождения Петра Великого, старый дом удостоился осо­бого торжественного чествования. В1878 г. при доме еще оставался сад, с липами, посаженными рукою Петра I. От Иевлевых дом перешел к го­родскому голове Сутгофу, сохранявшему в своем богатейшем музее вещи, подаренные Петром I Ямскому. В музее Псковского археол. о-ва нахо­дится часть старинной мебели этого дома, а именно: стол, стул и платя­ной шкаф. От Сутгофа дом перешел к нынешнему владельцу, еврею Бор-хову. Теперь от исторического дома остались лишь глубокие подвалы \
Остатки угловой башни.
Прямо против дома Борхова находится площадка, несколько вы­давшаяся к стороне реки. Это – остаток наугольной башни Среднего города. От нее влево идут плитяные остатки стены 1404 года, поверх коих продолжаются следы земляного Петровского больверка.
1В 3-м выпуске «Истории Рус. Иск.» г. Грабаря рисунок крыльца на стр. 294 и описа­ние к нему на стр. 291 ошибочно отнесены к этому дому, вместо дома Мейера, на Зап­сковье, принадлежавшего некогда Трубинским.
Церковь свв. апостолов Петра и Павла с Бую (Петропавловский собор) (пл. IV з 6, рис. 27).
Находится на крутом, обрывистом левом берегу Псковы-реки. На­стоящий храм – далеко не первоначальный, а по крайней мере третий по счету. Первый храм существовал в начале XIV столетия и, вероятно, был свидетелем блестящей победы, одержанной в этом месте князем Довмон-том в 1299 г. над Немецкими рыцарями. Доблестный князь, по словам летописи, «помощию святыя Троица, и святого Петра и Павла на берез’Ь удари на нихъ и бысть сЬча зла, якоже николи же не бывала у Пскова, и раниша самого мендеря (магистра) nonrnt… а прочий вскоре поверг-ша оружия и устремишася на б*Ьгъ, страхомъ грозы храборства Довмон-това и мужь его Псковичъ-. В1309 году посадник Борис построил плитя-ную поперечную стену как раз от Петропавловской церкви до Плоского всхода, где и поныне видны ее остатки. У самой церкви была сооружена каменная башня. Первый храм был разобран в 1373 г. и перенесен на другое место, т. е., вероятно, куда-нибудь очень близко к прежнему. В 1404 году Псковичи выстроили стену по берегу Псковы от Рыбницких ворот до Петра и Павла, вследствие чего церковь очутилась в углу меж­ду двумя стенами: набережной стеной 1404 г. и поперечной 1309 года. Остатки первой ясно были видны у самой церкви, против паперти: тут находился небольшой зеленый холмик, в основании коего видна была плитяная кладка и даже следы какого-то свода. В1912 г. эти остатки ис­чезли под фундаментом нового дома. Долго ли существовал второй храм-неизвестно, но в 1540 г. летопись опять упоминает о сооружении камен­ной Петропавловской церкви в том же Старом Застенье, где была и пре­жняя церковь: очевидно, что этот 3-й по счету храм был выстроен на месте 2-го; он-то и есть ныне существующий Петропавловский собор. Название «с бую* указывает на существование в этом месте кладбища, так как буями в древности назывались места погребений. Соборною эта цер­ковь сделана в начале XVIII века. К1810 г. храм сильно обветшал, вслед­ствие чего теплый его придел во имя Знамения Пресв. Богородицы и древняя колокольня были разобраны, а в самой церкви упразднен верх­ний придел св. апостола Фомы. Затем церковь неоднократно обновля­лась и исправлялась.
Тип церкви-обычный Псковский. Длина ее 13 саж. 1 арш., наиболь­шая ширина 7 саж., высота до верхнего карниза 4 саж. 172 арш. Восточ­ная часть имеет 3 полукруглые абсиды, из коих средняя украшена вали-ковыми разводами. Фасады имеют обычные тройные деления. На зап. и южном фасадах левые деления состоят из 3-х дуг, а правые – из 2-х; на северном наоборот: левое из 2, а правое из 3 дуг. В верхней части сред­него деления западного фасада сделана нишка, в виде углубленного ко­кошника – очевидно, для иконы или росписи. Верхние части фасадных делений срезаны, что указывает на бывшее 8-скатное покрытие, заме­ненное 4-скатным. Шея купола прорезана 8-ю узкими окнами, с фрон-тончиками. Карниз его украшен рядом арочек. Глава имеет луковичную форму, увенчана фигурным крестом, и – что особенно замечательно -покрыта железными листами с хорошим рельефным орнаментом.
Западная паперть разделена арочками, и каждая часть крыта коро-бовым сводом параллельно главной церкви. Внутри храма находятся 4 столба, из коих западные – 8-гранные, а восточные скруглены внизу со стороны иконостаса. Столбы соединены арками, за коими следуют ко-робовые своды. В западной части храма находятся хоры, по сторонам которых устроены особые палатки; из них в правой, южной, помещался прежде придел св. апостола Фомы; в левой стороне алтарной части это­го придела видно углубление для жертвенника. Теперь здесь помещает­ся кладовая. В левой палатке хранится архив. Иконостас сооружен в 1713 году.
В начале XVIII века, когда Петр I, готовясь к войне с Карлом XII, неоднократно посещал Псков, он останавливался неподалеку отсюда, в доме купца Ямского (ныне дом еврея Борхова) и ходил к обедне в Петро­павловский собор, где читал апостол и пел на клиросе.
Иконы.
В иконостасе:
Богоявления Господня 2 У4 X173 арш. Сев. апостол Петра и Павла, в житии. 2 V2 X 2 арш. 3 в. Древ­няя.
Владимирской Бож. Матери. 1У2 арш. X1 арш. Древняя. Рождества Богородицы. 21/2X2 арш. 1 в. Поступила в 1710 г. из сгоревшей церкви того же имени, о чем имеется надпись над иконою.
В алтаре:
Св. апостола Фомы, бывшая храмовою в приделе того же име­ни. 1 арш. 5 в. X1 арш. Древняя и крайне ветхая.
На левом столпе:
Божия Матерь. 5X5. Судя по иконописи лика, весьма древняя. Пожертвована гг. Новинскими, дом коих (ныне Тильнева), находящийся вблизи церкви, был спасен этою иконою от пожара.
В притворе:
Сошествие во ад. 2X1 У2 арш.
Св. Николая Чудотворца, в житии. 2 X1 У2 арш.
Сев. Виктора, Мины и Викентия. 2 арш. X1 72 арш.
Сверх того, в ризнице хранятся: напрестольный деревянный крест, обложенный с лицевой стороны басменным позолоченным серебром; напрестольный серебряный крест с мощами и риза золотой парчи, с 90 жемчужными головками.
На колокольне два древних колокола -1532 и 1559 гг., оба с надпи­сями.
Церковь Казанской Божией Матери (пл. IV з 6).
Находится рядом с предыдущей, в 10 саженях к югу от нее. Проис­хождение ее такою: выше, при описании Петропавловской церкви, ска­зано, что у стены 1309 г., возле самой церкви, была плитяная башня. Пос­ле сооружения новой стены 1375 г. прежняя стала уже ненужной и толь­ко напрасно стесняла жителей, а потому ее стали понемногу разбирать. В 1433 году Петровские «суседи», т. е. жители данной местности, разоб­рали старую башню и из нее построили Борисоглебскую церковь. В1710 году эта церковь была упразднена и через 100 лет пришла в такую вет-
хость, что ее пришлось разобрать. В 1810 г. на ее месте соорудили ны­нешнюю Казанскую церковь, служащую ныне теплым зимним собором.
Иконы.
Казанской Бож. Матери. Древняя и особо чтимая во всем Пско­ве. Под иконою, на серебряной пластинке, надпись: «Фермуаръ, подарен­ный Александром I Елене Павловне Ефремовой, пожертвованъ на сию икону вместе сь кольцомъ сестрою ея Ольгою Моляревскою 4 сентяб­ря 1866 года». Вещи эти находятся на иконе.
Св. Иоанна Златоуста. 2 арш. X172 арш. Древняя. Поступила из Златоустова Медведева монастыря, упраздненного в 1764 г. и нахо­дившегося на Сокольей улице, близ Поганкиных палат.
Сев. князей Владимира, Бориса и Глеба. 2 арш. X 1 У2 арш. Поступила из разобранной Борисоглебской церкви. Кругом иконы жи­тие всех трех свв. князей. Под нею выписка из Псков, летописи: «въ 1423 (ошибка вместо 1433) Петровские соседи разбивше костер старый у свя­того Петра и Павла, и въ томъ камени создаша церковь святый Борись и Глебъ; и тако начата разбивати всю стену къ Великой реке».
Пресв. Богородицы Троеручицы. 1 У2 X 1 арш. Под нею над­пись: «Изображение сь чудотворной иконы Пресв. Богородицы Троеру­чицы, юже принесе изъ святыя Афонския горы архимандрить Феофилъ къ святейшему патриарху въ Воскресенский монастырь ЗРОА (1663) года октября 17 день списаннаго оть изографа обители тоя нарицаемыя Хиландаръ. Бысть же сице: въ Хиландарской обители изографу, начер­тавшему сей святый образъ по обычею о двухъ руцехъ Пресв. Богородицы и держащаго в объятияхъ предел чнаго младенца Господа нашего Иису­са Христа, иде въ келию на утро той изографъ пройде и виде третию руку изображену и им1звъ яко поругатися ему тожди и заглади оную руку бысть и въ 3 нощь и велика опечалися о семъ и абие глас бысть оть… изографъ не дерзай руку 3 заграждати и противитися силе вышняго Бога держа убо о мати сына Своего и Бога третию же рукою всехъ человекъ оть всякихъ бедъ и скорби избавляли-.
Казанская улица.
Остатки стены 1375 г. О них см. стр. 65-66. Дом де-Барани (пл. IV и 6).
В расстоянии 147 шаг. от дома Борхова стоит древний плитяной дом, принадлежавший в 1805 г. купцам Трубинским. Теперь он принадле­жит г. де-Барани, и в нем временно помещается женская тюрьма. Дом одноэтажный, на подклети. По улице он занимает 15 ш., а по боковому фасаду 28 шагов. Внутри все переделано, но своды кое-где остались. Во дворе находятся развалины той оке самой стены 1375 г., часть коей сохранилась у Мстиславской башни и во дворе Насонкова. Можно отличить даже контуры бывшей башни – вероятно, так называемого Ку-мина костра.
Новгородская улица. Дом Ширера, бывший Гента (пл. IV и 7).

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Перечень храмов
  • Дом Смирновых
  • «… МИР БОЖИЙ ЛЮДЯМ ИСПРОСИ»