Церковь святого Стефана.

Церковь сложена из плиты. Длина ее 10 с. 8 в., наибольшая ширина 7 с. 21/2 арш., высота до верхнего карниза 5 саж. Обращает на себя вни­мание высокий цоколь (3 арш. 2 вер.) с отливом, выложенным S-образ-ною черепицей. С востока приделаны 3 полукруглые абсиды, из коих средняя выше боковых и имеет валиковые разводы. Тройные лопастные деления фасадов доходят только до цоколя и сверху срезаны, что указы­вает на древнюю 8-мискатную форму покрытия. На южной стороне на­ходится Воздвиженский придел -также древний, но, по-видимому, стро­енный позже самой церкви. С запада имеется паперть более позднего устройства. Внутри самой паперти, на связях, продетых между ее стол­бами, висят медные колокола, из коих один довольно древний, вылитый, как видно из надписи, при Василии III, в 1523 году. Четырехскатная кры-
ша имеет барабан с узкими окнами, безо всяких украшений. Замечате­лен купол этого барабана: он имеет полусферическую форму, подходя­щую к Византийской и напоминающую купол знаменитого Дмитриевс­кого собора во Владимире, строенного в XII веке.
За папертью следует притвор, крытый потолком. Отсюда входят в самую церковь чрез перспективный портал весьма грубой, первобыт­ной отделки, который возможно отнести к XIV-XV веку. Перемычка пор­тала срезана потолком притвора. Со внутренней стороны входа сделана глубокая, фронтонная ниша. В церкви имеются 4 опорных столба. На высоте 2 арш. 13 в. от деревянного пола их круглая форма переходить в 4-хгранную; основания же (базы) столбов скрыты под полом, из чего сле­дует, что последний поднят. Столбы соединены двухступенчатыми под-пружными арками. Верхнее окно слева (т. е. в сев. стене) заделано, и вместо него пробито другое внизу. В правой же стене имеется только одно верхнее окно. В алтаре находятся деревянные связи. В абсиде уст­роена скамья, упирающаяся в лопатки. Голосников нет, но возможно, что они прежде были, ибо несколько лет тому назад во многих Псковских церквах голосники были заделаны, во избежание скопляющейся в них пыли. Воздвиженский придел покрыт сомкнутыми сводами с распалуб­ками. Из находящихся в церкви предметов заслуживают внимания лишь два: цинковая дарохранительница конца XVII века и на аналое икона свв. Климента, папы Римского, и Петра, патриарха Александрийского, в старинной серебряной басме, с гравированными венцами, сильно запи­санная.
В Воздвижен. приделе, в алтаре, две иконы, по 3 X 10 в. каждая, архидиаконов Стефана и Лаврентия, взятые, по-видимому, из первона­чального иконостаса церкви, т. е. XIV-XV стол.
Там же хоругвь на холсте, писанная красками по левкасу, очень хо­рошей работы XVIII стол.
В притворе два киота Петров, времени и створы царских врат Елисавет. времени.
О сооружении Климентовской церкви нет никаких сведений. Зна­токи относят ее к XIV-XV стол. Известно, что здесь был прежде Климен-
товский Драчилов монастырь1, разоренный Шведами в 1615 году и впос­ледствии упраздненный2. Несколько лет тому назад церковь находилась в ведении Омского пехотного полка, теперь же она приписана к сосед­ней Никольской Кожиной церкви, и служба в ней производится только 25 ноября и 14 сентября, на Воздвиженье. Чтобы осмотреть ее, нужно обратиться к сторожу Никольской Кожиной церкви, у которого нахо­дятся ключи.
Церковь св. Николая от Кожи (пл. IV г 8).
Находится на Никольской улице, возле набережной. Бывший мона­стырь. Церковь выстроена в XIX стол, и ничего замечательного в архи­тектурном отношении не представляет. Длина ее с пристройкой и коло­кольней 13 саж., наибольшая ширина 9 с. 1 арш., высота до верха карниза 31/2 с.
Иконы.
Св. Николая Чудотворца, на левом клиросе. Обложена старин­ной басмой 2 арш. X 1 арш. 7 в.
Св. Климента папы Римского и св. Петра Александрийс­кого. 2 арш. X 1 арш. 10 в.
Тихвинской Бож. Матери, на правом клиросе. Обложена ста­ринной басмой 1арш. И в. XI арш. 7 в.
Деисус, в алтаре. Обложен старинной басмой. 1 арш. 15 в. X 1 арш. 8 1/2 в.
Распятие со страстями, старинного письма. 9 X 9 в. На ризе награвировано: «Сей образъ архирейскаго дому бобыля Матфея Ефре­мова сына Тефкова, 1758 г.»
1 Имя Драчилы, или Дрочилы, упомянуто один раз в Псков, летописи под 1240 г., при описании победы Александра Невского над Шведами. В числе убитых показан Дра-чила. Драчи—шерстобиты и валяльщики шляп, обуви, полстей.
2 На чертеже Пальмквиста о Климентовской церкви отмечено: «каменная церковь, бывшая Шведская батарея».
Церковь св. Николая от каменной ограды (Никола Каменоградский) (пл. IV в 7).
Бывший монастырь, о котором упоминается под 1601 годом. Время построения церкви неизвестно. Ныне она приписана к Паромо-Успенс-кой. Имеет с восточной стороны одну полукруглую абсиду. С северной и южной сторон сделаны по три лопастных деления. Купольный барабан без окон. Притвор более поздней постройки. Внутренних столбов, под­держивающих своды, нет. В алтаре находится сделанное из плиты гор­нее место. Особых отделений для жертвенника и дьяконника нет: то и другое устроено в стенных нишах. Древних икон нет. Размеры церкви: длина 4 с. 2 арш., ширина 3 с. 2 арш., высота до верхнего карниза 3 с.
Моленная Поморского беспоповского согласия
(пл. IV г 6).
Находится на Старо-Рижской улице, при доме купца Петра Денисо­вича Батова, и издали обращает внимание своим ярко горящим на солн­це золотым куполом. Выстроена г. Батовым в 1906 г., а потому сама по себе не относится к числу древностей, но замечательна по богатейшему собранию древних икон, простое перечисление коих могло бы быть пред­метом особого труда. Назовем лишь некоторые важнейшие сокровища моленной.
Образ 4-х святителей, между ними Евфросина Псковского и Саввы Крыпецкого, древних Псковских писем.
Воскресение Христово, тех же писем.
Пророки Михей и Иуда, Старо-Новгородских писем.
Святцы в миниатюрах XV века, по полумесяцам, двусторонние, все­го 12 отдельных икон превосходной сохранности.
Кроме того, в самом доме г. Батова имеется особая домашняя молен­ная с редчайшими и драгоценнейшими иконами. Это-своего родаТпЬипа знаменитой Galleria degli Uffizi. В ней, между прочим, находятся:
Спас «Мокрая Брада», 8X8, Византийских писем.
Корсунская Божия Матерь, тех же размеров и писем.
Успение Божией Матери, 4 X 4 в., миниатюра великолепных Строгановских писем.
Св. Николай Угодник, Визант. писем.
Успение Божией Матери, 12 X12 в., Новгородских писем.
Сретение, тех же размеров и писем.
Осмотр моленной – с разрешения владельца. Во время богослуже­ния в общую моленную допускаются и православные.
Церковь Успения Божией Матери Пароменская
(пл. IV г, д 6, рис. 54).
Находится против плавучего моста. Строена в 1444 г. и вновь пост­роена в 1521 году1. Судя по изображениям ее на иконе Сретения, а также и на иконе Божией Матери в Печерском монастыре, эти изображения можно отнести к концу XVI или началу XVII века, – наружный вид церкви с тех пор сильно изменился. Тем не менее она считается вполне вырабо­танным типом Псково-Новгородского зодчества.
Главный храм, квадратный в плане, имеет 3 полукруглые абсиды, из коих средняя выше боковых. Фасады украшены трехдольными лопаст­ными делениями. В барабане проделаны узкие, щелеобразные окна, ук­рашенные фронтонами. Карниз обделан поясками из арочек, квадрати­ков и треугольников. Такие же пояски имеются и на абсидных карнизах. Средняя абсида, кроме того, украшена валиковыми разводами. Глава имеет форму маковицы, с отливом внизу; такая форма, по мнению гг. Суслова и Новицкого, заимствована из деревянного зодчества. Глава увенчена крестом, сверху коего находится литой голубь2. Храм покрыт 4-хскатной крышей, закрывающей нижние части окон барабана, из чего следует, что крыша эта сделана в позднейшее время. Судя по древним рисункам, прежнее покрытие было на 8 скатов. С севера и юга к главно­му храму примыкают приделы – несомненно, более поздней постройки. Они также украшены главками. Южный придел имеет характерное Псков-
ское крыльцо на низких массивных столбах. Под церковью находятся глубокие подвалы, покрытые сводами.
Храм покрыт коробовыми сводами, опирающимися на 4 столба, из коих западная пара круглая, восточная же – квадратная в разрезе и толь­ко закруглена со стороны алтаря. Купол покоится на ступенчатых арках, возведенных с восточной и западной сторон. Храм имеет 3 придела, расположенные не на одной высоте, а именно: южный придел во имя Рождества Богородицы расположен ниже следующего за ним придела во имя преп. Нила Столбенского. За последним идет главный храм и, нако­нец, северный придел во имя Собора Божией Матери. В северо-запад­ном и юго-зап. углах верхнего яруса церкви прежде были также устрое­ны приделы, ныне упраздненные и служащие церковными кладовыми. Между ними находятся хоры. Своды главного храма и алтаря покрыты голосниками. Над юго-зап. частью алтаря есть какое-то помещение, дверь в которое со стороны алтаря не видна и находится, вероятно, со сторо­ны иконостаса. В стенах церкви вделаны надгробные плиты 1693 г. Раз­меры церкви: длина 15 саж., наибольшая ширина 12 с, высота до верхне­го карниза 6 с.
Замечательные иконы и др. предметы. На левой стороне иконостаса:
Местночтимая икона Смоленской Божией Матери. Пользова­лась особым почитанием от Ивана Грозного, который даже пожертвовал для нее собственную витую панагию с изображением св. Георгия и над­писями: а) «л1зта 7086 (1577) сентября 28 дня къ Пречистой Богородиц^ на Завеличье» и б) «приложшгь государь съ своего Ливонскаго похода». Панагия находилась прежде при иконе, но теперь убрана в ризницу.
Другая икона Смол. Божией Матери, украшенная басменным, окладом и цатою.
Над иконостасом:
Деревянный, обитый жестью крест, около 2 арш. вышиною, при­влекающий внимание знатоков своею оригинальною формой, напоми­нающей Византийскую.
В жертвеннике:
Тройной образ (т. е. состоящий из 3 отдельных изображений): Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Богослова. Размер 13 1/2 X 10 вершк. Украшен басменным окладом с эмалью. Замечателен тем, что, будучи весьма древним, сохранился нереставрированным.
В ризнице:
Древний ларь, массивный, окованный железом.

*******
Страницы: 1 2 3 4 5

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Перечень храмов
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)