Церковь святого Стефана.

книгами в руках, как совершители Евхаристии. Такова совокупность изоб­ражений алтаря; она вполне соответствует идее алтаря и согласна с об­щепринятым Византийским порядком алтарной росписи. В жертвеннике все изображения уничтожены временем, в своде диаконника сохрани­лось превосходное изображение ангела с жезлом, в роскошных одеждах, застегнутых аграфом, и несколько сцен, для нас доселе не совсем ясных. Росписи средней части храма, по Византийскому и древнерусско­му обычаю, должны выражать идею торжествующей церкви Христовой. Так это и в рассматриваемом памятнике. Глава церкви есть Сам Иисус Христос; поэтому и в зените купола изображен Иисус Христос сидящим на троне с благословляющею десницею и книгою в шуйце; вокруг Него звезды и блестящий ореол, поддерживаемый восемью ангелами. Ниже, в трибуне купола, 16 лиц, Богоматерь с простертыми дланями, в багряном мафории и синей тунике и возле Нее два ангела с жезлами; 12 апостолов в разнообразных положениях, иные с книгами и свитками в руках; взо­ры их обращены к Спасителю. Особенно хороши типы апостолов Петра и Павла; в целом совокупность этих изображений представляет собою несколько видоизмененную композицию Вознесения Господня. Под апо­столами, в простенках между восемью окнами трибуны, расположены 16 пророков, по два в каждом простенке, со свитками в руках и с жезлами. Типы их замечательно разнообразны: одни из них старцы, другие средо-веки, третьи молодые; каждая пара составляет особую группу, и в этой подробности нельзя не видеть ясного проявления художественного вку­са. Костюмы пророков разноцветные, превосходные, отделаны с пол­ною тщательностью, но постановка фигур на плоскости неудачна. В ряду пророков обращают на себя особенное внимание два превосходных изоб­ражения Давида и Соломона в диадемах и далматиках, первый – старец, второй – молодой; их типы и костюмировка совершенно те же, что и во фресках Староладожских. Таким образом, мы видим в куполе – с одной стороны представителей церкви новозаветной, с ее главою Иисусом Хри­стом, с другой – представителей ветхого завета в лице ветхозаветных пророков. То же самое наблюдается и в других памятниках Византийс­ких и древнерусских. В парусах сводов, также согласно с другими памятниками востока, помещены изображения 4-х евангелистов, без симво­лов, с атрибутами писателей.
В восточном своде, достигающем алтарной абсиды, помещено пре­красное изображение Преображения Господня в трех моментах, что в древнейших памятниках встречается довольно редко: а) Иисус Христос идет на гору в сопровождении апостолов; б) самое Преображение в обыч­ной Византийской схеме и в) схождение с Фавора. Несомненно, что это изображение приближено к алтарю в виде посвящения самого храма в честь события Преображения Господня; то же самое можно видеть в сте-нописях собора Спасопреображенского монастыря в Ярославле, а в Ста­роладожской Георгиевской церкви храмовое изображение св. Георгия помещено даже на алтарной стене. В южном своде-Сретение Господне, причем прав. Иоаким с клеткою в руках, указывающею на жертвоприно­шение. В сводах северном и западном изображения стерты; уцелели, прав­да, в западном своде отдельные фигуры апостолов, относящиеся к изоб­ражениям евангельских событий, но точно определить характер компо­зиций нам доселе не удалось. На стенах и на верхних частях столбов, поддерживающих арки, находятся многочисленные изображения ново­заветных событий. На северной стороне распятие Иисуса Христа, исце­ление слепого, положение Иисуса Христа во гроб, Иисус Христос на суде у первосвященника, жена помазывает ноги Иисуса Христа миром, бесе­да с Самарянкою, сошествие Иисуса Христа во ад. На восточной стороне на алтарных столбах – обычное изображение Благовещения Пресвятой Богородицы: на одном столбе – Богоматерь, стоящая возле кафизмы, с простертою, в знак изумления, дланью; в шуйце Ее, по-видимому, вере­тено; на другом столбе благовествующий архангел.
На нижних частях стен и столпов среднего храма изображены му­ченики, мученицы и преподобные. Но наибольший интерес с точки зре­ния истории православной иконографии представляют изображения, относящиеся к детству Богоматери в западной части южного нефа, к со­жалению, сильно поврежденные. Известно, что сказания об Иоакиме и Анне и детстве Богоматери восходят к отдаленной христианской древ­ности и повторяются в разнообразных памятниках древней письменное-
ти, хотя не в одинаковом объеме. Даже в Ватиканском минологии нет более или менее цельной серии изображений этого рода».
Мраморный иконостас итальянской работы поставлен в 1902 г. пос­ле реставрации и капитального ремонта храма на средства, данные Св. Синодом. В нем помещены две иконы: храмовая – Преображения и другая – Божией Матери Одигитрии, обе, впрочем, попорченные при ре­ставрации храма. Замечательна еще икона Знамения Бож. Матери, именуемая Мирожскою: по обе стороны Богородицы изображены в древ­них княжеских одеждах благоверн. князь Довмонт и его супруга, княги­ня Мария Дмитриевна, внучка Александра Невского1. Икона эта, по-ви­димому, Новгородского письма. Она явилась в конце XII века и просла­вилась чудесным истечением слез в 1566 году, во время Ливонского по­хода Ивана Грозного, когда Пскову грозила опасность Литовского на­шествия. Св. Довмонт и его супруга написаны, конечно, позднее самой иконы. Последняя, по-видимому, была поновлена в XV-XVI веках.
При ремонте храма, в подвалах его обнаружена древняя усыпаль­ница, в коей погребены, вероятно, первый игумен монастыря Авраамий, игумен Василий, убитый при нападении Немцев в 1299 г., и какой-то князь Авед-Дмитрий, вероятно, из иноземных выходцев, о коем по летописи известно лишь, что в 1524 г. он поставил церковь св. Дмитрия за Довмон-товою стеною, «первую камену съ кирпичемъ». Кости усопших, найден­ные под полом, были собраны в одно место, снаружи, у северной стены собора, близ входа, и над ними поставлен памятник.
Ризница.
Серебряный напрестольный крест прекрасной работы 1622 г. Икона преп. Александра Свирского. 7X6. Хороший чеканный оклад. Изображение не записано. XVIII ст.
1 Княгиня Мария Дмитриевна никогда не была причисляема к лику святых, и изоб­ражение ее на иконе являлось одним из новшеств Псково-Новгородских иконописцев, против которых восставал известный дьяк Висковатый. В подобных изображениях лиц, современных иконописцу, сказалось влияние западной живописи, допускавшей сме­шение духовного и светского элементов (С. Гумилевский, Русские иконописные шко­лы. Тула, 1904 г.,’стр. 9—10).
Икона Знамения Бож. Матери. 7X6. Записана. XVII—XVTII ст.
Гравированный оклад и украшенные эмалью венчики,
Икона св. Николая Чудотворца, Петровского времени, но ок­лад Анненского времени, снятый, по-видимому, с какой-то другой ико­ны, так как не подходит к изображению.
Потир сереб. 1723 г.
Крест напрестольный, серебряный вызолоч., старинной чеканной работы XVIII ст.
Крест напреет, сереб. 1709 г.
Евангелие 1677 г.
Евангелие 1697 г., Московск. изд.
Евангелие 1703 г.
Евангелие 1707 г., пожертвованное, как видно из надписи, архи­мандритом Аароном.
Синодик Спасо-Мирожского монастыря. (Описан и снимки сообщены И. А. Шляпкиным в Памятниках древней письменности Импе-рат. О-ва любителей древней письм. 1880 г., III).
Антиминс 7154 (1646) г. На грубом холсте нарисованы чернилами крест, копье и трость.
Колокола.
На двух колоколах имеются следующие надписи:
1. «При держав1з царства благов1зрнаг и христолюбиваг великаг кнзя Василия Бжиею млтию Цря и Гдря всея Руси Владимерскаг и Тверскаг и Ноугордцкаг и Псковскаг и Смоленскаг и Тверскаг Югорскаг и Перьмс-каг и Вяцка и иныхъ л1зта 7029 (1521) ключъ границы Н, круг солнцу Л, луны Hi индикт 9 епокъ (эпакта) 24, основание 29, вруц1з л1зто А, мца сентября 14 дня на воздвижение честнаго креста Господня слить сей ко-локолъ въ преименитомъ и славномъ град1з Псков1з въ обители бега­ла пнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа за Мирожею при великаго князя дьяк1з Мисюр-Ь Мунехин1з повел 1зниемъ раба Божия игумена Григория и вс1зхъ его о Христ1з братии, и того же л1зта и мца 14 день выгорело Запсковье от Сиятаго Козьмы и Дамяна и до преподобнаго Варлаама, а д1злали мастеры андреевы д1зти Михаило сще-никъ да Ануфрей да Максимъ дьякъ, Слава Свершителю Богу».
2. На верхнем и нижнем венцах Латинские надписи: «gloria in exelsis Deo et in terra pax», «Laudate in cymbalis. Me fundebat Johan Meyer anno 1666». По сторонам две надписи Шведские.
Возле южной стены Преображенской церкви был погребен один из сподвижников Грозного по Ливонскому походу, князь Дм. Андр. Булга­ков-Куракин. Его надгробная плита была вделана в стену, но при рестав­рации храма вынута и впоследствии пожертвована доузею Псков, археол. о-ва, где она и находится.
Неизвестные развалины (пл. IV д 12).
В расстоянии 50 шагов от алтаря Спасо-Преображенского собора к югу, по берегу р. Великой, видны плитяные развалины. С первого взгля­да их можно принять за часть берега, но при более внимательном рас­смотрении оказывается, что это искусственная плитяная кладка, впере­межку с известковым крепчайшим цементом. Тут же обнаруживается по­лузаваленный вход с кружальной перемычкой. Он ведет в глубь развали­ны. По-видимому, это – подклеть бывшей церкви. Действительно, на из­вестной иконе Сретения к югу от собора видна маленькая церковка. Быть может, это и есть та первоначальная Стефановская церковь, которую по­ставил игумен Карп в 1404 году.
Развалины Симеоновской церкви.
К югу от Мирожского монастыря, минутах в 10 ходу, находятся дру­гие плитяныя развалины – церкви св. Симеона на Железной горке. Вре­мя построения, как и упразднения ее, неизвестно.
Церковь св. Климента, папы Римского
(пл. IV д 10, рис. 53).
Находится на Завеличье, вблизи Мирожского монастыря, на самом берегу Великой.

*******
Страницы: 1 2 3 4 5

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Перечень храмов
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)