Церковь царя Константина и матери его Елены

Находится в Царевской слободе, на восточной стороне Пскова, на правом берегу Псковы-реки. По дороге к церкви, на левой стороне, на­ходится полукруглая плитяная развалина. Местное предание говорит, что здесь была часовня во имя св. Анастасии, сооруженная ранее самой цер­кви, и что св. Анастасия, явившись в сонном видении одному из слобо­жан, заповедала хранить остатки ее часовни: «не рушьте, – произнесла она, – и не давайте рушить, а то вся слобода сгорит». В 1911 г. часовня восстановлена благотворителем, который пожелал остаться неизвестным.
Судя по надписи на одной из икон, Константино-Еленинская цер­ковь сооружена в 1681 г. Существует предание, что св. князь Довмонт на своих плечах перенес в Константино-Еленинскую церковь иконостас из Никитской церкви, стоявшей будто бы у Рыбницких ворот, на месте нынешнего дома Грудинина. Но, во-первых, у нас нет никаких сведений о существовании в указанном месте Никитской церкви, а во-вторых, пре­дание это никак не может относиться к настоящей Константино-Еленин-ской церкви. Возможно, конечно, что в XIII в. здесь находилась другая, быть может, деревянная церковь. Но нельзя отрицать, что предание со-
вершенно совпадает с характером св. Довмонта, известного своим бла­гочестием и ревностью ко храму Божию.
Тип церкви – обычный Псковский, с 3 полукруглыми абсидами, из коих средняя имеет карнизные украшения и следы двух заделанных окон, 4-я абсида пристроена к южному приделу. С зап. стороны находится па­перть. На барабане сделаны впадины в виде кокошников, треугольников и квадратов. Глава крыта железом. Имеются признаки прежнего 8-скат-ного покрытия.
Притвор церкви, судя по толщине его стен (около 1 аршина), древ­ний, хотя и покрыт, очевидно, в позднейшее время потолком. Из притво­ра в самую церковь ведет перспективная, грубой работы арка. В церкви поставлены 4 столба, из коих западная пара скруглена внизу, а восточ-ная-только со стороны алтаря. На столбы опираются подкупольные арки, за которыми и ниже их идут коробовые своды. С западных столбов пере­кинуты своды на западную стену. С южной стороны на своде устроена каменная палатка, дверь коей выходит на север, т.е. внутрь церкви. Преж­де в эту дверь подымались по приставной лестнице. Со внутренней сто­роны церковных дверей имеются фронтонные ниши. Голосники в изо­билии видны со всех сторон. Замечательно, что стены, при постукива­нии, издают глухой звук, из чего следует, что кладка их, очевидно, не сплошная и внутри их находится щебень и мусор. При церкви находится новый теплый придел, сооруженный неким Урвиным. Размеры церкви: длина 7 с. 2 арш., ширина 6 с. 2 арш. 11 в., высота 4 с. 2 арш. 7 в.
Иконы и другие предметы.
В главном храме:
Храмовая сев. Константина и Елены, с деяниями. 2 арш. 3 в. X 1 арш. 13 72 в. Старых писем. На иконе крест в форме Корсунского, около 1 в.
Слева на стене: «Нерыдай Мене Мати «, иконописная. 12 X 9 в.
В алтаре, справа: выносная икона Знамения Бож. Матери. 1 арш. X12 У2 в. Записанная, но интересная по старинному деревянному резному окладу.
В притворе:
Надпись под иконой Бож. Матери: «Л»Ьта ЗРП’О’ (1681) поставлена бысть сия церковь благов»Ьрныхъ царей Константина и Елены и иконы въ иконостасЬ олтаре и притвор^ и повела ниемъ крея Дмитрия Тимо­феева…»
На правой стороне старинная икона Спасителя. 2 арш. X 1 арш. 6 в.
Во Власьевском приделе:
В иконостасе 8 старинных икон «Праздников «. 14 X14 в.
Св. Никита с житием. 1 арш. 14 в. X1 арш. 5 в. Конца XVII или начала XVIII в.
Св. Екатерина с житием. 1 арш. 6 в. X 2 арш. Того же времени.
Два брачных венца Елисаветинского времени.
Старинный медный сосуд неизвестного назначения.
На колокольне имеется 6 колоколов, из коих два древних, времени Ивана Грозного.
Церковь св. Димитрия Мироточивого (Дмитровское кладбище) (пл. IV н 10).
Дмитровское кладбище находится в 1 версте за Петровскими воро­тами. Местность эта еще в XIV в. называлась «страною св. Димитрия», из чего можно заключить, что Дмитриевская церковь существовала здесь весьма давно. Прежде она была монастырскою. В1454 г. здесь Псковичи торжественно встречали своего нового князя Ивана Дмитриевича Шемя­кина. В 1615 г. Дмитровский монастырь был разорен Шведами, затем возобновлен и приписан к архиер. дому.
Нынешняя церковь сооружена в 1534 году1, придел же ее во имя Введения – в 1782 г. Длина ее с колокольней 10 с. 2 арш., ширина с приде­лами 7 с. 9 в., высота до карниза 4 с. Фасады снабжены тройными лопас­тными делениями. На восточной стороне 3 абсиды главного храма и 4-я придельная. Средняя абсида украшена валиковыми разводами. Заметны
следы старинного 8-мискатного покрытия. Барабан имеет обычные кар­низные украшения и накрыт главой репчатой формы со значительным повышением, в виде шпиля. Над приделом поставлена особая главка на деревянной шее. Окна главного храма сна’бжены сверху сводчатыми пе­ремычками. Колокольня сооружена в 1864 году. Один колокол отлит в 1790 г. Опочецким мастером Максимовым.
Паперть сооружена, вероятно, вместе с храмом, так как ее наруж­ные стены имеют ту же толщину, что храмовые, а именно около 1 саж. Внутри церкви поставлены 4 круглых столба, соединенные подпружны-ми арками, за коими идут своды.
Иконы.
Над входными дверьми с паперти в церковь – икона-кузов старин­ного письма. 6 X 8 в. Вследствие высокого помещения иконы и малых ее размеров, составителю этой книжки не удалось рассмотреть ее содержа­ния.
В главном храме:
Св. Димитрия Мироточивого. 24 X 20 в. По преданию, была в числе чудесных защитников Пскова против полчищ Стефана Батория.
Владим. Бож. Матери, украшенная жемчугом. 5X5 вершк.
Казанской Бож. Матери. 7 X 6 в.        1   Обе в старинных ок-
Спасителя. 7 X 6 в.                                | ладах.
Весь 2-й ярус иконостаса имеет ту особенность, что в нем апосто­лы соединены с праздниками.
В приделе:
Введение во храм Пресв. Богородицы, старинного письма. 27 X 22 в.
В алтаре придела:
Четыре иконы старинных писем: Три Святителя. 18 X 16 в. Распятие. 1V2 X 1 УА арш.
Св. Николая Чудотворца. 18 X 16 в.
Св. Георгий Победой. 21X 20 в.
Против северо-западного угла церкви погребен один из последних декабристов, друг поэта Лермонтова, Мих. Александрович Назимов, ро-дивш. 19 мая 1801 г., f 9 авг. 1888 г. Здесь же погребена супруга его Варва­ра Яковлевна, рожденная Подкользина, \\\ сент. 1865 г., 46 лет. Рядом с ними могила Варвары Ив. Пущиной, родив. 1 окт. 1804 г. f 19 марта 1881 г. Это была сестра товарищей Назимова по несчастью, Михаила и Ивана Ивановичей Пущиных, из коих первый был женат на сестре жены Нази­мова, Марии Яковлевне Подкользиной. На этом же кладбище погребены некоторые директоры Псковской гимназии: Иваницкий, автор «Иссле­дования о времени основания г. Пскова», Скрыдлов и друг. Отметим так­же могилы основателя Псковского Археологического Общества Ив. Ив Василева и двух участников Отечеств, войны: Евг. Петр. Назимова и Вла-дим. Мих. Бибикова.
Церковь Алексия, человека Божия (пл. IV и 13).
Находится за Великими воротами, в Алексеевской слободе. Пост­роена в 1540 году1. Раньше тоже была тут Алексеевская церковь, возле которой Псковичи в 1528 г. встречали архиепископа Макария, но, веро­ятно, сгорела или была разобрана. 1 сентября 1581 г. из лагеря Батория были прорыты траншеи до Алексеевской церкви, а отсюда к Свинорс-ким и Покровским воротам. 4 сентября возле церкви Поляки устроили свою главную квартиру, окружив ее турами. Возле церкви происходили постоянные схватки между осаждающими и гарнизоном, делавшим час­тые вылазки. Прежде здесь был монастырь, называвшийся Алексеевским с поля, за Великими воротами. Он упразднен в начале XVIII стол. Ныне это-приходская церковь Алексеевской слободы.
Храм, длиною 10 с. 2 арш., шириною 7 с. 8 в. и высотою до карниза 3 с 4 в., имеет две полукруглые алтарные абсиды и тройные лопастные по фасадам деления. Левая, принадлежащая главному храму, абсида, судя
по строению ее окон, древнее правой, придельной. На главном храме утвержден глухой деревянный барабан; на придельном же барабане ка­менный, также глухой; по окружности его, вместо окон, сделаны боль­шие овальные впадины – прием, не встречающийся в древних церквах и указывающий на позднее происхождение барабана. Над последним по­ставлен еще другой барабан, меньшего диаметра. Паперть, по-видимо­му, современна храму. На ней возвышается каменная колокольня, также древняя, на толстых и низких каменных столбах, обычных старинному Псковскому зодчеству. Внутренних столбов церковь не имеет. Главный храм, по своей длине и ширине, значительно меньше своего придела. Он покрыт не сводами, а простым потолком, кроме алтарной части, крытой древними сводами. Храм соединяется с притвором широким пролетом, но лет 15 тому назад на месте этого пролета был узкий проход.
Придел во имя Рождества Пресв. Богородицы состоит, подобно главному храму, из притвора, храма и алтарной части. Притвор крыт сомкнутыми сводами, храмовая же часть имеет покрытие для Пскова нео­бычное: своды выведены от каждой из 4 стен и пересекаются посредине в одной точке, находящейся на одной высоте с пятами сводов.
В приделе есть старинная, но переписанная икона сев. Макария и Алексия человека Божия. 1 арш. 8 в. X 1 арш. 4 в. На ней изображена Алексеевская церковь. К сожалению, икона закрыта ризой.
Никитская церковь (пл. IV ж 17).
Находится в полуверсте от Великих ворот, на берегу Великой. Преж­де здесь был Никитский мужской монастырь, «что в поле». Церковь соору­жена в 1470 году1. В историческом отношении замечательна тем, что в 1581 г. возле нее, во время осады, помещался штаб Стефана Батория. С ее колокольни Баторий наблюдал за штурмом Пскова. Надо полагать, что колокольня того времени была иная, ибо с нынешней звонницы смот­реть на город неудобно, тем более, что она стоит к нему боком. В народе церковь слывет под именем Никиты Гусятника, ибо память св. Никиты
приходится на 15 сентября, когда, по народным приметам, начинается перелет гусей.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • ЯЗЫКОМ ДРЕВНИХ ДОКУМЕНТОВ
  • Дом Жуковского