Церковь царя Константина и матери его Елены

Церковь имеет одну абсиду, украшенную валиковыми разводами и узорчатым карнизом. Фасады разделены лопастными тройными делени­ями. В барабане проделаны узкие окна. На западной стороне пристрое­на паперть, а на ней высится звонница с тремя пролетами. Своды храма скреплены деревянными связями. В жертвеннике и дьяконнике сделаны маленькие стенные ниши для хранения священных сосудов и иных при­надлежностей богослужения. На горнем месте находится каменная ска­мья. В северной стороне притвора есть небольшая кладовая. Размеры церкви: длина со звонницей 8 саж. 1V,, арш., наибольшая ширина 3 с, высота до карниза 3 саж.
Иконы.
В алтаре образ св. Николая Чудотворца. 1 арш. X 10 в. Древ­ний, но записанный. Сохранился старинный басменный оклад.
Храмовая икона св. Никиты. 1 арш. 13 в. X 1 арш. 6 в. В 1909 г. закрыта ризой.
Икона того же святого в притворе. 2 арш. X 1 арш. 8 в. Старинная, без ризы.
Кроме того, весь пояс Праздников в иконостасе относится, по-ви­димому, к XVI веку и, по словам причта, не был реставрирован.
В кладовой показывают камень около 30 ф. весом, которым, по пре­данию, Поляки ломали церковную дверь в 1581 году.
На церковном кладбище погребен один из Псковских губернато­ров, д. с. с. Алексеев, умерший в 1798 г. Тут же находятся могилы старин­ных Псковских дворян Окуневых, но без надписей.
Развалины Образского монастыря.
За Никитскою церковью находится деревня Поля Образа, бывшая в 1581 г. в черте расположения Баториева лагеря. В 1бО8 г. здесь стоял со своей ратью Плещеев, добивавшийся подчинения Псковичей Тушинско­му вору. Весною 1910 г. здесь обнаружены развалины Спасской церкви
бывшего Образского монастыря, о котором летопись упоминает еще под 1414 годом1. Развалины находятся в усадьбе крестьянина Ильи Степа­нова. Раньше они были совершенно заросшие травой и имели вид обык­новенного холма. Другой такой же холм находится рядом, в усадьбе Ива­на Петрова. Образский монастырь упразднен в начале XVIII века.
Церковь св. Пантелеймона (Пантелеймон Дальний или в Бору)
(пл. III, рис. 57).
Находится при впадении р. Черехи в Великую, в 4 верстах от города. Нужно сесть на пароход на Плоской улице (билет 15 к.) и плыть на нем до.конечной пристани «Чере-ха«. От нее минут 5 ходу до перевозу через Череху. Лодочник может доставить прямо к монастырю (плата 5-10 коп). Обратно придется идти пешком-около 20 минут по хоро­шей дороге (лугом) до того же перевозу. Плата за перевоз по желанию (около 2-5 коп.) Переплыв Череху, останется пройти минут 5 до пароходной пристани.
По пути от города к Черехе следует обратить внимание на красивый барский дом, стоящий на левом берегу Великой. Это – имение Корытово; дом, по местному пре­данию, строен знаменитым Растрелли. Местами левый берег состоит из совершенно обнаженных девонских формаций.
Пантелеимонская церковь была прежде монастырскою. Монастырь назывался «дальним» в отличие от Пантелеимонова монастыря ближнего, или на Красном дворе, находившегося на нынешней Покровской улице, недалеко от Покровской башни. Название же «в Бору» указывает на оби­лие лесов, от которых теперь и признака не осталось. По отдаленности своего положения монастырь принадлежал к так наз. пустынным. Лето­пись упоминает о нем трижды: в 1341 г. Псковский князь Александр Все­володович разгневался на Псковичей и уехал изо Пскова; Псковичи же ехали за ним до самого Пантелеймона, упрашивая его остаться. В1396 г. от образа пресв. Богородицы в Пантелеимонове монастыре текли слезы. В 1450 г. Псковичи встречали у этого монастыря владыку Евфимия.
В 1581 г. монастырю выпала печальная участь: близ него располо­жился стан Батория и, конечно, обители пришлось немало вынести вся­кого горя от этого соседства. В1596 г. царь Феодор Иванович отдал монастырь Псковскому епископу Геннадию, и с тех пор обитель считалась загородным архиерейским домом. Из монастыря было взято много хара­тейных книг XIII и XIV веков в Московскую Патриаршую библиотеку, где они и сохраняются с надписями сего монастыря. Впоследствии он был упразднен, и от него осталась только одна нынешняя церковь, да и та в 70-х годах прошлого века пришла почти в полное разрушение, так что в ней и служб никаких не производилось. Благодаря энергии и щед­рости тогдашнего губернатора М. Б. Прутченко, церковь была восста­новлена. Теперь при ней устроена школа псаломщиков.
Церковь сложена из плиты и кирпича больших размеров, старин­ною сплошною кладкою. Со всеми позднейшими пристройками она име­ет в плане форму узкого и длинного прямоугольника, коего длина 50 и ширина 15 шаг. На восточной стороне находятся 3 алтарные абсиды, но контуры боковых абсид так мало выступают вперед, что все три с перво­го разу можно принять за одну. В местах соединения боковых абсид со среднею поставлены колонны. Каждая абсида снабжена одним окном, из них среднее и северное украшены затейливыми наличниками, перешед­шими, несомненно, с деревянного зодчества.
Над прямыми перемычками тех же двух окон сделаны кирпичные разомкнутые вверху фронтоны во вкусе Московского зодчества конца XVII и начала XVIII века. Окно же южной абсиды осталось безо всяких украшений. На северном фасаде находятся 7 окон. Из них 2 левых, т. е. ближайших к абсидам, вполне напоминают церковное зодчество сред­ней России половины XVII века: по бокам их поставлены по две колонки с балясинками посредине, а сверху, над перемычками, сделаны кокош­ники в виде фронтонов с двумя дугами по сторонам. Остальные 5 окон северного фасада – обыкновенные, современного типа. Под левою па­рою окон, внизу, идет поясок из углубленных квадратов, в которые встав­лены поочередно: кирпичный кубик, поставленный на угол, и пара ма­леньких кирпичных кувшинчиков или балясинок. Правее левой пары окошек находится вход во храм, сделанный в виде перспективного пор­тала, очень изящного и чрезвычайно затейливого по отделке (рис. 58). Общий его характер напоминает порталы некоторых Московских, Ярое-
лавских, Владимирских и Костромских церквей. Сверху входа идет по стене широкий пояс из зеленых кафелей.
По южному фасаду окна расположены в два яруса. Правая пара окон по своему положению соответствует левой паре северного фасада и, подобно ей, имеет кирпичные наличники, но несколько иного типа, чем на северной паре; они отчасти напоминают наличники монастыря Саввы Звенигородского (XVII века). Под этими окнами, в нижней части стены, идет такой же пояс из углубленных квадратов, как и на северной сторо­не. Левее этой пары окон расположены еще 9 окон, из них 5 в верхнем ярусе и 4 в нижнем; правая нижняя пара окон украшена по бокам кир­пичными полуколонками, остальные же 2 окна, так же как и 5 верхних, имеют современный тип. Глава поставлена над восточною частью пря­моугольника. В шее ее проделаны узкие окна с дугоообразными пере­мычками. Над окнами идет поясок из кружал с заостренными подвыше-ниями. Западная стена совершенно гладкая, без дверей и с одним обык­новенным окном.
Из этого описания можно усмотреть, что восточная часть здания резко отличается от всего остального: она имеет особые нарядныя окна, фигурные пояски и главу. Собственно эта восточная часть и есть цер­ковь, а остальная часть здания пристроена позднее и представляет обык­новенные жилые помещения, находящиеся в двух ярусах.
Вход в церковь, как сказано выше, находится на северной стороне, но он ведет не прямо в церковь, а в переднюю, находящуюся перед кух­ней. Левая сторона передней есть вместе с тем западная сторона церкви; этою-то стеною и ограничивался храм с запада, до пристройки к нему остального здания. В ней находится вход в самую церковь, устроенный также в виде перспективного портала, но менее изящного типа, нежели первый. Со внутренней стороны этого входа поставлено по обеим сто­ронам по колонне (рис. 60). В притворе церкви своды сомкнутые, с боль­шими распалубками. В главном храме опорных столбов не имеется, и барабан поставлен прямо на своды. Храм необычайно высокий, в два света. Сверху, на зап. стороне, устроены хоры. В алтарной части, по бо­кам среднего окна поставлены 2 колонки. О времени построения этой
церкви нет никаких сведений, но, судя по деталям фасадов, ее можно отнести к XVII веку, а в некоторых частях даже и к началу XVIII. Иконостас 5-иярусный, хорошей работы.
Иконы.
Казанской Бож. Матери. бХб вер. На правой стене.
Местная икона св. Пантелеймона со Спасителем, древ­няя, но поновленная. 1 арш. 12 в. X 1 арш. 10 в.
Смол. Бож. Мат., также древняя, поновленная. 1 арш. 12 в. X 1 арш. 10 в.
Против юго-зап. угла здания находится могила одного из защитни­ков Севастополя, Бориса Мих. Шатилова, бывшего офицера 10 артилл. бригады, а впоследствии земского начальника Псковского уезда.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • ЯЗЫКОМ ДРЕВНИХ ДОКУМЕНТОВ
  • Дом Жуковского