XX ВЕК. ПОРТРЕТЫ НА ФОНЕ ИСТОРИИ

Майор Рымар
Это было 21 июля 1944 года. Я его встретил после освобождения города Острова. Ему было 20 лет. Это был один из самых молодых командиров — майор, командир батальона тов. Рымар. По его росту и подвижности, сосредоточенности, четко отдаваемой команде своему подразделению, не трудно было заключить, что он обладает огромной силой воли.
21 июля тов. Рымар первый ворвался в горящий город Остров. Бойцы его подразделения осво­бождали дом за домом и тушили пламя огня, ко­торое охватывало весь город.
Фашисты яростно сопротивлялись. Они взрывали мосты, дороги. Но Красная Армия неудержимой лавой накатывалась на противника.
Опрокинув врага, майор Рымар со своим подраз­делением подошел к мостам через реку Великая. Увидя красавцы — мосты, он дал команду во что бы то ни стало отстоять их, и сам ринулся вперед. Он настиг фашистов, которые поспешно готови­лись к взрыву мостов, не дал совершить им подлое дело. Их сразила меткая пуля майора Рымара, и враги погрузились на дно реки Великой.
Так был спасен красавец цепной мост — гордость города Острова славным героем майором Рыма-ром.
Майор Рымар — наш герой. Он прошел славный боевой путь от Москвы до Прибалтики. За уме­лые боевые операции, мужество и отвагу тов. Ры­мар был неоднократно награжден правительством орденами и медалями.
Выступая на митинге, посвященном освобожде­нию города Острова, он говорил: «Еще ни один город, освобожденный моим подразделением, не был для меня так дорог, как город Остров. Я го­тов был отдать за него жизнь».
Тов. Рымар был самым дорогим гостем острови-чей. Уезжая от нас, он заявил: «Еще увидимся, я к вам вернусь».
Тов. Рымар смертью героя погиб при освобожде­нии Советской Прибалтики. Он похоронен в го­роде Острове, на площади Жертв революции.
На его могиле никогда не высыхают живые цве­ты, венки. Их ежедневно приносят осгровичи. Они свято чтут память и никогда не забудут героя — майора Рымара.
В. <угиман,
заведующий военным отделом РК ВКП(б) «За колхоз», 1945
Их мужество сильнее смерти
Говоря о военном времени, невозможно не вспомнить об учителях. Это они способствовали воспитанию поколения людей храбрых, мужественных, сыграли в своё время большую роль в судьбе тех, кто потом ушёл в подполье или в партизаны, защищал нашу Родину вдали от своего города. Но и сами педагоги, когда пришёл трудный час, уже не словами, а личным примером -  жизнью и смертью — продолжали своё высокое служение родной земле и её людям.
У руководителя нашего класса было редко встре­чающееся и в годы моей юности, а тем более сей­час, имя — Устинья, Устинья Григорьевна Яковле­ва. Небольшого роста, хрупкая, с большими выра­зительными глазами, с тщательно уложенным пуч­ком русых волос, учительница русского языка и литературы средней школы №4 г. Острова (им. Володарского), что находилась за мостами, в зда-
нии, где теперь располагается Островский ГРОВД.
Преподавать русский язык всегда было трудно, и дети не сразу воспринимают все его сложные пра­вила. При помощи изобразительно-выразительных средств, простоты объяснения она добивалась не­плохой успеваемости. Причем работала с теми уче­никами, которым язык, хотя и был родным, давал­ся с большим трудом.
А как ярко преподавала она литературу! Как лю­била классическую поэзию и с каким волнением читала нам любимые строчки из произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова! Одним из лю­бимых литературных героев у нас в те годы был, конечно же, Павка Корчагин из книги Н.Островс­кого «Как закалялась сталь». Мы буквально бреди­ли им, завидовали его, хоть и тяжелой, но герои­ческой судьбе и, что греха таить, втайне сокруша­лись, что не родились позже и не участвовали в борьбе за становление нашей страны. И каждый из нас верил, что если понадобится, встанет грудью на защиту Отечества. И в этом тоже заслуга Усти-ньи Григорьевны. Это она учила нас на примере положительных героев произведений, входящих в школьную программу в те годы, мужеству и пат­риотизму.
Наступило 22 июня 1941 года, тяжелая дата для всех советских людей. А с 6 июля этого же года островская земля стала называться оккупирован­ной территорией.
С первых дней оккупации У.Г. Яковлева переехала с семьей в свои родные места: деревню Ширяево бывшего Сошихинского района. И ее дом стано­вится местом явки и укрытия сначала партизан, а потом и разведчиков Советской Армии.
Старший сын, Виль Михайлович Семенов, парти­занил, помогал разведчикам. Многим советским во­еннопленным они помогли уйти из Грызавино к партизанам, спускали под откос немецкие эшело­ны с боеприпасами, поставляли в Центр сведения о расположении вражеских частей и другие цен­ные данные. Виль работал в группе советского раз­ведчика Владимира Алферова. Главным помощни­ком и советчиком для него была мать, Устинья Григорьевна. В архивных документах есть немло сведений, о деятельности этой смелой женщины. В 1942 году У.Г. Яковлева написала письмо-обраще­ние к воинам Красной Армии, в котором призыва­ла их, не жалея сил и жизни, громить без пощады фашистов. Письмо это зачитывалось по Всесоюз­ному радио.
В 1943 году У.Г. Яковлева была арестована и бро­шена в Островскую тюрьму. Многие очевидцы, на­ходящиеся в то время в тюрьме, рассказывали, каким жестоким пыткам подвергали ее во время допросов, требуя назвать, где находятся ее сын и другие подпольщики. Избивали ее до полусмерти, но она никого не выдала. Осенью 1943 года ее расстреляли.
Тяжело переживал смерть матери Виль, но про­должал бороться с врагом. В 1944 году он был тя­жело ранен и скончался в госпитале. Младшего сына Устиньи Григорьевны, Олега, воспитывали род­ственники.
Сейчас, когда я пишу о своей учительнице, неволь­но на память приходят строчки поэта Н.А.Некра­сова о русской женщине: «Коня на скаку остано­вит, в горящую избу войдет». Устинья Григорьевна Яковлева вошла в огромное пламя большой крово­пролитной войны и сгорела в нем, как факел. Сго­рела ради того, чтобы была и ее доля в деле прибли­жения Дня Победы над фашизмом * * *
В той же средней школе №4 г. Острова, где рабо­тала Устинья Григорьевна Яковлева, долгие годы преподавала русский язык и литературу Антонина Германовна Алферова, коренная островичка.
Помимо этого, она вела в отдельных классах уроки немецкого языка, так как владела им в совершен­стве. Ученики, которых она обучала этому иност­ранному языку, знали его прекрасно, свободно де­лали переводы текстов.
На занятиях в кружке иностранного языка Анто­нина Германовна знакомила детей с классиками немецкой литературы, например, новелистом Ген­рихом Манном, поэтами Гете и Гейне, драматур­гом Шиллером и другими.
Эта высокая темноволосая, рке немолодая жен­щина в темных очках как-то по особому была привлекательна. Дети относились к ней с каким-то нежным и проникновенным уважением. Навер­ное, потому, что она спокойно, по-матерински могла дать совет, посочувствовать, поинтересоваться де­лами и проблемами, что волновали ребят, остано­вить драку юных забияк, вразумительно и подроб­но объяснить любую тему на уроке.
Многие ее бывшие ученики вспоминают, что Ан­тонина Германовна прекрасно знала произведения классиков русской литературы, и одним из ее лю­бимых писателей был И.С.Тургенев.
У нее было два сына, которых она воспитала в духе высокого патриотизма, любви к Родине, и главное то, что каждый из них приобрел нужную себе про­фессию. Старший, Михаил, еще до войны закон­чив среднюю школу, успел поступить в высшее военное училище в Ленинграде; младший, Влади­мир, окончил в 1941 году восемь классов. Жила эта семья спокойно, мирно.
Но вот в мирную жизнь советских людей вторг­лась война. Неожиданная, кровопролитная. Фронт стремительно приближался к Псковщине, и рке утром, 3 июля, его линия подошла к Острову.
Антонина Германовна со своим младшим сыном Володей находилась в Острове, так как эвакуиро­ваться они не успели и оказались на оккупирован­ной территории. Старший, Михаил, добровольцем ушёл на фронт и погиб в 1942 году.
Итак, 6 июля для многих осгровичей началась труд­ная жизнь. А вскоре на общественных зданиях города заколыхались фашистские флаги со свасти­кой, стены домов, заборы и столбы запестрели приказами о правилах поведения на оккупирован­ной территории. И каждый заканчивался предуп­реждением о том, что за неподчинение немецким властям — смертная казнь.
Город стал важным опорным пунктом для немцев. Здесь в глубоком тылу обосновались службы не­мецкой аримии. Через Остров проходило большое количество войск и грузов, тут же размещались и разведгруппы.
С первых дней оккупации началась незримая вой­на с фашистами. Для утверждения нового порядка немцы создали в Острове различные карательные органы: полевую комендатуру, полицейские ко­манды, отряды для борьбы с партизанами. Были созданы и органы гражданского управления. Имен­но поэтому нужно было упорное противостояние.
Всем островичам хорошо известно, что в городе с самого начала оккупации действовала подпольная комсомольская группа во главе с Клавдией Ива­новной Назаровой. Но мало кто знает, что многие подпольщики были учениками школы №4 Остро­ва, и их любимой учительницей была именно она, Антонина Германовна.
Жила она в то время вместе с сыном на частной квартире у Жатовых. Именно Антонина Германо­вна была связана с семьёй Козловских из Ногина, с бывшим учеником Олегом Дивенским, Костей Дмитриевым, Николаем Михайловым, Павлом Корныльешам и другими. Молодым подпольщикам она давала нужные советы, писала листовки, кото­рые затем появлялись в самых многолюдных мес-
тах, учила конспирации. Деятельность подпольщи­ков расширялась с каждым днем. Участились по­беги советских военнопленных из Грызавинских торфоразработок, была подожжена средняя шко­ла, где квартировало крупное немецкое каратель­ное подразделение. Комсомольцы собирали нуж­ную информацию о гитлеровских войсках и пере­давали через связных партизанам. Большая группа островской молодежи избежала угона на каторж­ные работы в Германию.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Летопись г. Остров
  • ИСТОРИЯ ВЕРШИТСЯ СЕГОДНЯ
  • Дом Жуковского