«ВОЛОДИМЕРСКИЙ УЕЗД» ВЛАДИМИРЕЦ

[По другой версии название Владимирца можно связать с именем святого князя Владимира — Крестителя. По местному преданию, он здесь ро­дился и некоторое время жил, что в принципе согласуется с сообщением некоторых историчес­ких документов о рождении князя в безвестном селе в северных пределах Руси. Появление Влади­мирца, конечно под другим именем, можно отне­сти ко времени установления равноапостольной княгиней Ольгой погостов (административных учреждений, предназначенных для сбора даней) во время её поездки в 947 году в Псковские и Новгородские земли. Такой погост мог возник-
нуть и на высокой горе близ летописной веси Бу-дутинои. Укрепленный высоким тыном, с неболь­шим, но надёжным гарнизоном под началом вер­ного человека, будучи значительно удален от сто­лицы, он был вполне подходящим местом для ссыл­ки княгиней Ольгой неугодной невестки — ключ­ницы Малушы — матери святого Владимира. Вла-димирцем он стал называться позже, в память о рождении и пребывании здесь ставшего затем таким великим князя.]
[Из военной истории Владимирца известны лишь эпизоды, относящиеся ко времени Ливонской войны (1558-1583 гг.)]. В 7068 (1560) г. при­ходили во Псков воеводы великого князя: князь Иван Мстиславский и князь Петр Шуйский. Они отрядили с войском князя Василия Боброшина к Володимерцу и другим псковским пригородам
(для защиты от возможного нападения немцев). В сие время неожиданно пришёл туда с малым войском немецкий воевода, называемый Ламош-ка, которого, взяв в плен, отослали в Москву, где он и был казнен. Прочих же пленных казнили во Пскове… После сего князь Дмитрий Овчинник разбил немцев под Володимерцем (Истор. Опис. Г. Пскова и его пригородов Ильинского, ч. 4, стр. 59-60).
Другой летописец об этом событии так говорит: «В 1560 году после Ильина дня (20 июля [по старому стилю, 2 августа — по новому] ) пришли воевода князь Иван Мстиславский, да князь Петр Шуйский и иные воеводы. И шли к Вельяну [Фел-лину, ныне эстонский город Вильянди] с нарядом (с орудиями) и послали посылку [отряд] князя Василия Борбошина к Володимирцу и иным горо­дам. Под Володимирцем немцы были отбиты по­сылкою князя Дмитрия Овчинина сына». Далее летописец продолжает: «Того же лета 7072 (1564) князь Александр из Володимирца воевал Юрьевс­кие области один день до обеда и повоевал верст на 50, а было их с полдвутысячи [возможно опе­чатка: полдвутысячи — это тысяча; может быть здесь должно стоять полтри тысячи, что значит полторы тысячи]».
2. КАРТИНЫ ИЗ ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
[После разрушения в 1580 году польско-литовс­кой армией Стефана Батория Владимирец поте­рял статус пригорода и вообще оборонительного пункта. Он восстанавливался уже только как срав­нительно крупное село — центр уезда, в котором было как минимум три церкви, при одной из которых существовал монастырь. В 1727 году Володимирецкий уезд вошёл в состав Островско-
го округа. В дальнейшем, наименование уезд пе­решло к более крупному объединению — Остро­вскому округу, а Владимирец, всё более теряя свое значение, вошёл в состав Сонинской волости уже как незначительное село, погост. В селе же Сони-но жили местные помещики].
Летом 1875 года погост Владимирец выгорел дотла, так что остались только две церкви, возвышаю­щиеся среди пепелища [Рождества Богородицы и Никольская].
3. ЦЕРКВИ ВЛАДИМИРЦА.
1. Свт. Николая Чудотворца. Во владимирец-ком погосте храм каменный во имя св. Николая Чудотворца. Построен в 1797 году вместо сгорев­шего деревянного — иждивением помещицы вдо­вы ротмистерши Александры Феодоровны Лубян­ской — крестьянином деревни Горки Пантелей­моном Тимофеевым с помощью прихожан. Тако-выя сведения позаимствованы из надписи на дере­вянном кресте, хранящемся при церкви [утрачен­ном в годы советского разорения]. Церковь имеет два придела, освященных во имя Рождества Бого­родицы и святителя Димитрия Ростовского Чудот­ворца. [Она построена практически одновремен­но с Троицким собором в Острове. Церковь нео­днократно разорялась при коммунистах, но всё же устояла. С 1990 года при церкви обустраивается Свято-Введенский женский монастырь].
2.  Ильи Пророка во Влалимирне. При этом храме [в 1783 г.] имелось в 13 пустошах (вместе с церковью Рождества Пречистой и Никольской во Владимирце) в Никольской губе, Володимерс-кого уезда. В конце XVIII столетия храм уже не существовал.   [По-видимому, он погиб в страш­ном пожаре 1790 года, уничтожившем все влади-мирецкие строения]
3.  Рождества Пречистый во Влалимирце (в старину — монастырь»). При нем [в 1783 г.] имелись: пустошь в Сигорицкой губе, пустошь в Дьяцкой губе Выборского уезда. Смотри №1 и 2. В конце XVIII в. монастыря уже нет [возможно, что это связано с эпохой, когда Екатериной II проводилась политика упразднения подобных не­больших «неперспективных», по её утверждению, монастырей, многочисленных до этого времени. Императрице нужно было много земли для разда­чи сильно разросшемуся служилому дворянству. По этой причине во второй половине XVIII века прекратили свое существование многие русские монастыри, в том числе из расположенных по­близости: во Вреве, Великопустынский в д. Слобо­да Порховского уезда, Девичий в Острове]. Пос­ле пожара, в 1790 году, на кладбище прихожана­ми строится новая деревянная церковь Рожде­ства Богородицы, которая после постройки ка­менного Никольского храма была приписана к нему. При этой церкви земли уже не имеется.
[Церковь разрушена большевиками вскоре после революции].

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • ПСКОВСКИЕ ПРИГОРОДЫ
  • ИСТОРИЯ ВЕРШИТСЯ СЕГОДНЯ
  • Псков — подручник Москвы.