ВО ВРЕМЯ ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ

В сентябре 1941 года оккупационные власти установили дни рыночной торговли, и с этого времени источником при­обретения продуктов для псковичей стал только базар. Дру­гой какой-либо организованной торговли в городе, за исклю­чением двух-трех частных лавок, где торговали деревянными колесами, ведрами, старыми замками и т. п., не было. От­крылись еще четыре частных буфета, но оии в силу дорого­визны продававшихся там продуктов были недоступны для горожан.
Все учебные заведения города были закрыты. Большин­ство школ фашисты разграбили, инвентарь сожгли. В уце­левших зданиях разместились казармы и госпитали.
Лишь с весны 1942 года в Пскове открылось несколько платных школ. В трех начальных школах обучалось 200 де­тей. Кроме того, в городе  работали две церковноприходские
школы: при Дмитриевской церкви на 150 детей и при Вар-лаамской на 80 детей.
В октябре 1942 года в Пскове состоялась «учительская конференция», на которой была дана установка изгнать из школьных программ материалистическое учение, заменив его идеалистическим и религиозным. Повелевалось разучи­вать молитвы. Основным предметом в школе становился за­кон божий, преподаваемый священниками.
Все социально-экономические предметы были упразд­нены, советские учебники изъяты. Обучение детей проводи­лось по немецкому календарю «Новая Европа» и по фашист­ским газетам. Детям внушали, что немцы и Гитлер несут «освобождение» и хорошую жизнь, что Гитлер — друг де-тей и т. п. Им старались привить дух покорности и повино­вения.
С первого же дня оккупации гитлеровские власти развер­нули активную пропагандистскую деятельность. В Пскове с августа 1941 года начала выходить фашистская газета «Псковский вестник», предназначенная для русского насе­ления города и окрестностей. Кроме газеты в городской типографии печаталось большое количество листовок и про­кламаций, масса иллюстрированных плакатов и портретов Гитлера.
Помимо этой «продукции» среди населения Пскова рас­пространялись фашистские газеты: «Островские известия», «Гдовский вестник», «За родину» (она печаталась в городе Део), «Северное слово» и другие, а также журналы «Новый путь» и «Победа». Целью их было обмануть русский народ, Запугать его, убить у жителей оккупированных районов веру в победу Советской Армии, парализовать волю к борьбе с захватчиками, поколебать великую дружбу народов Совет­ского Союза. Широко публиковались состряпанные гитле­ровским министром пропаганды Геббельсом «победные» сводки, в которых говорилось о том, что Красная Армия разгромлена, что она не может оказать и не оказывает со­противления германской армии, продолжающей победонос­ный марш по СССР. В газетах помещались различного рода пасквили иа советскую действительность, на руководящих работников и должностных лиц.
Одной из важнейших форм фашистской пропаганды являлась радиотрансляция. При отступлении наших войск городской радиоузел был выведен из строя. Однако гитле­ровцам  удалось   восстановить   его.   Примерно   через   месяц
после начала оккупации городская радиосеть была введена в строй. Программа фашистских радиопередач строилась так: около шести раз в день передавались «последние и фронтовые известия», после них читались статьи из фашист­ских газет, в промежутках гремела музыка.
В августе 1941 года по инициативе перешедшего на сто­рону оккупантов митрополита Литовского и Виленского, патриаршего экзарха Латвии и Эстонии Сергия (Воскресен­ского) с ведома и согласия оккупационных властей в городе была создана Псковская православная миссия, которая руко­водила всей деятельностью православных церковных общин. Миссию возглавили прибывшие из Прибалтики священ­ники-эмигранты. Это были люди, многие годы мечтавшие свести счеты с Советской властью, которая лишила церковь и их, служителей культа, привилегированного положения в стране.
В течение 1941 года только в Пскове были открыты 10 церквей, в том числе Троицкий собор, Михайловская и Дмитриевская церкви.
В городе церковники периодически организовывали крестные ходы и молебствия — по случаю проведения «зе­мельной реформы», ввиду привоза из Тихвина иконы Тих­винской божьей матери, по поводу немецких успехов на фронтах и т. п. В церквах служили молебствия «За победу германской армии», «За спасение родины от большевист­ского ига». После богослужения попы читали проповеди, в которых говорилось о том, что Гитлер послан на землю от бога. С амвона посылались проклятия коммунистам и Со­ветской власти.
Священники внушали верующим, что Красная Армия разбита, они даже поздравляли паству со взятием Ленин­града.
Члены православной миссии-были тесно связаны с немец­кими разведывательными и контрразведывательными орга­нами, в частности с полицией безопасности СД.
Оккупационные власти превратили православную миссию в политическую организацию, основной задачей которой являлось проведение антисоветской пропаганды и широкой контрразведывательной работы.
Через православную миссию полиция безопасности СД регулярно получала обширную информацию о политическом настроении населения, о партизанах, коммунистах, комсо­мольцах.
Православная миссия издавала свой журнал — «Право­славный христианин». Она выпускала также брошюры и ли­стовки, помещала злобные антисоветские статьи в газетах.
Среди молодежи Пскова активизировала свою деятель­ность профашистская белоэмигрантская организация «На­ционально-трудовой союз» (НТС). Многие члены управления Псковской православной миссии являлись ее активными дея­телями. Указом митрополита Сергия (Воскресенского) от 15 мая 1943 года при управлении Псковской православной миссии был учрежден специальный «Стол по распростране­нию христианской культуры среди молодежи». Таким обра­зом НТС мог активно использовать влияние церкви не только в Пскове, но и на всей подведомственной миссии тер­ритории.
По инициативе и под присмотром «стола», готовились кадры учителей закона божьего, а также создавались кружки «религиозного нравственного воспитания», в кото­рых детям читали религиозную литературу, вели с ними беседы по закону божьему, а также занимались… строевой подготовкой. Подлинное назначение этих кружков заключа­лось в том, чтобы готовить в них полувоенизированные кадры, которые затем можно было бы использовать для борьбы против Советского Союза. Особое внимание было об­ращено на работу среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет.
Создав сеть административных учреждений, оккупанты стали вводить так называемый новый порядок.
Что он собой представляет, псковичи почувствовали в первый же день оккупации. Над городом стояли клубы дыма. Пламя то затихало, то разгоралось с новой силой. Горело сразу несколько улиц, подожженных в ночь с 8 на 9 июля 1941 года бомбами и артиллерией гитлеровцев. Быв­шая гостиница «Лондон» и примыкающие к ней строения были уничтожены. На Профсоюзной улице уцелел един­ственный дом — аптека.
Опустошенное пожаром Запсковье, разрушенное Заве-личье, руины на месте улицы Ленина, развалины вместо улицы Единства, пустырь, засыпанный золой, битым кирпи­чом и искореженным железом, там, где были Октябрьская улица и прилегающие к ней магистрали, — вот как выглядел тогда Псков.
Оккупировав город, фашистские войска начали методи­ческое его разрушение. Они разрушали Псков не только как
город и населенный пункт Советского Союза, они уничто­жали его древние укрепления, памятники зодчества и про­изведения искусства, как живое и неопровержимое доказа­тельство русской военной силы, как символ, свидетельству­ющий о бесславных провалах немецко-прусских авантюри­стических «походов на восток».
Урон, нанесенный древнему русскому городу Пскову гит­леровскими захватчиками, невозможно исчислить. До начала войны в Пскове насчитывалось около 3000 зданий, 1380 из них оказались уничтоженными, 435 — полуразрушенными. Особенно сильные разрушения пришлись на центральную часть города, где были взорваны лучшие здания и уничто­жены целые кварталы. Была выжжена вся деревянная за­стройка юго-восточной части города.
За годы оккупации оказались полностью разрушенными все промышленные предприятия Пскова, в том числе завод «Металлист», завод «Выдвиженец», ремонтно-механический завод, льнозавод, два хлебозавода, льночесальная фабрика, шпагатная фабрика, две электростанции. Все оборудование псковских предприятий, попавшее в руки оккупантов, было вывезено в Германию. Полностью уничтожены 45 медицин­ских и лечебно-профилактических учреждений, педагогиче­ский институт, 15 общеобразовательных и специальных школ, 199 магазинов.
Огромный урон причинили немецко-фашистские окку­панты историческим памятникам Пскова. Фашисты взорвали в Снетогорском монастыре колокольню XVII века. Взрывом был поврежден замечательный по архитектуре и неповтори­мый по фресковой росписи Рождественский собор мона­стыря. До основания уничтожен храм Никиты Мученика. Разрушены и сожжены собор Иоанновского монастыря XII века, церковь Василия на Горке, построенная в XV веке, церкви Сергия с Залужья и Николы со Усохи, воздвигнутые в XVI веке. Во многих церквах оккупанты устроили ко­нюшни и скотные дворы.
Сильно пострадали и памятники древней гражданской архитектуры. Разрушена восточная часть Поганкиных па­лат. Главное здание кремля — Троицкий собор — было зами­нировано.
Были разграблены и уничтожены семь псковских музеев, расхищены и вывезены хранившиеся там ценнейшие руко­писи и произведения искусства многих веков, уникальные памятники русской и мировой культуры. В числе похищенных
ценностей были и многочисленные эксп°яаты из приго­родных дворцов-музеев Ленинграда и из Новгородского музея, привезенные накануне войны в Псковский историче­ский музей для демонстрации.
В 1942 году в Поганкиных палатах гитлеровцы устроили распродажу древних икон, картин и художественного фар­фора. Сюда свозили произведения искусств из дворцов и музеев Новгорода, Петергофа, Гатчины. Эти ценности ску­пались немецкими офицерами и отправлялись в Германию. В разграблении ценностей, собранных в Поганкиных пала­тах, принимал участие сам начальник отдела искусств Север­ного фронта граф 3°льмет.

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Возрожденный из руин
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСКОВСКОГО ПОДПОЛЬНОГО МЕЖРАЙОННОГО ПАРТИЙНОГО ЦЕНТРА
  • Церковь в Пскове.