ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПСКОВА XVIII—XIX ВЕКОВ

В августе 1858 года жандармский подполковник Ходке-вич доносил «з Пскова шефу жандармов: «Между кресть­янами начинают замечать нетерпение ожидания, чего прежде не было, стоит пробить на улице в барабан, так на­зываемую публикацию, для объявления жителям какого-либо распоряжения полиции или даже, что в городе будут показывать ученых обезьян, как недавно случилось во Пскове, и между народом, в особенности между дворовыми, тотчас распространяется слух, что „созывают народ для того, чтобы объявить волю»».
Слухи о вольности ширились и среди государственных крестьян. Так, в начале 1858 года волновались государствен­ные крестьяне Бешковицкой волости Псковского уезда, от-
казавшиеся платить чрезмерные подати. На все уговоры й угрозы начальства крестьяне упорно отвечали, что платить не будут, так как ожидают решения. По-видимому, речь шла о надеждах в связи со слухами об освобождении крестьян. Особенно усиливается крестьянское движение в 1859—? 1861 годах. Материалов о крестьянском движении в Псков­ской губернии в 1859 году почти нет (сохранились лишь сведения о волнении в имениях опочецкого помещика А. Н. Вульфа и псковской помещицы Гембиц). Между тем жандармский подполковник Ходкевич в 1859 году был вы­нужден неоднократно приводить факты о волнениях кре­стьян. В докладе 2 июля 1859 года он упоминает о «не­удовольствии» крестьян в связи с переселением их. В ртом же докладе говорилось, что чиновники земской полиции и предводители дворянства жалуются на волнения крестьян и «громко говорят, что они со страхом выезжают в уезды». В донесении 9 августа 1859 года Ходкевич писал: «От­сутствие в настоящее время войск в Псковской губернии еще более усиливает страх, распространяющийся не только между владельцами имений, но и между местной властью».
Сознавая опасность крестьянского движения в стране, Александр II в 1856 году заявил, что лучше освободить крестьян сверху, чем ожидать, пока они сами себя освобо­дят снизу.
Несмотря на явное недовольство значительной части рус­ских дворян, правительство приступило к подготовке ре­формы. На местах создавались дворянские губернские коми­теты для разработки проектов освобождения крестьян. Они начали свою деятельность осенью 1857 года.
Псковское дворянство долго оттягивало создание коми­тета и сформировало его после настойчивых требований пра­вительства только в конце апреля 1858 года. В губернский комитет вошли представители дворянства всех уездов. Пред­седателем его стал губернский предводитель дворянства Беклешов.
Здесь, как и в других губернских комитетах, разгорелись споры между крепостниками и либералами. Если отъявлен­ные крепостники стремились оставить нетронутым поме­щичье землевладение, либералы предлагали пойти на не­большие уступки крестьянам.
Разработанный в Пскове проект освобождения был реак­ционнее подобных проектов в соседних губерниях.
Реформа 1861 года, дав Крестьянам Псковской губерний юридическую свободу, право заниматься торговлей и промыс­лами, владеть движимым и недвижимым имуществом, всту­пать в брак без согласия помещика и другие гражданские права, одновременно ограбила их. У крестьян Псковской губернии было отрезано 20 процентов их дореформенных наделов; их заставили платить тройной выкуп за землю. Ре­форма сохранила помещичье землевладение и политическую власть дворян. Она оставила в силе и многие привилегии дворянства (только из дворян комплектовались офицерский корпус, кадры высших чиновников и т. д.). Сохранились и такие пережитки феодализма, как теснейшая связь государ­ства и православной церкви, церковное и монастырское зем­левладение и прочие.
Однако падение крепостного права оказало громадное влияние на социально-экономическое, политическое и куль­турное развитие страны. После 1861 года феодально-кре­постническая Россия вступает на путь развития капита­лизма.
В Псковской губернии, где пережитки крепостничества были сильны и после реформы, развитие капитализма шло медленнее, чем в других губерниях России.
Недовольство грабительской реформой привело к мощ­ному антиправительственному движению среди крестьян, студенчества и передовой интеллигенции.
В одной лишь Псковской губернии в 1861 —1862 годах отмечено более 50 крестьянских волнений.
Яркой демонстрацией недовольства правительством яви­лись студенческие волнения 1861—1862 годов. В проклама­циях «Великорус», «К молодому поколению», «Молодая Россия» молодежь призывалась к свержению существующего строя. Выходцы из Псковской губернии принимали участие в студенческом движении (А. Семевский, Д. Тимофеев и другие).
Крупнейшим событием в истории страны явилось поль­ское восстание 1863—1864 годов.
Польские повстанцы, видимо, рассчитывали на под­держку своих сторонников в Пскове. Так, в период 1 янва­ря— 17 февраля 1863 года на станцию Псков прибыл по­сланный неизвестными лицами груз — 478 пудов свинца, предназначенный, видимо, для отливки пуль польским по­встанцам. Груз был задержан, и для расследования этого загадочного дела в Псков в апреле 1863 года приезжал на-
чальник III отделения граф П. А. Шувалов. Дело осталось нераскрытым.
По-видимому, Псков был связан с деятельностью тай­ного революционного общества 60-х годов «Земля и воля», которое много внимания уделяло польскому восстанию.
Этим можно объяснить аресты в Пскове в 1863—1864 го­дах ряда поляков. (С конца XVIII века здесь жило немало поляков, высланных сюда после разделов Польши и Поль­ского восстания 1830—1831 годов.)
В Пскове распространялось народническое движение. Центрами его были мужская и женская гимназии.
В своих докладах в Петербург начальник Псковского гу­бернского жандармского управления указывал, что начало распространения «социально-анархических идей» датируется 1866 годом. Практическая деятельность кружка народников относится к 1871—1873 годам. Главными пропагандистами народнических идей явились преподаватели гимназии и со­сланные в Псков под негласный или гласный надзор полиции студенты петербургских высших учебных заведений. Среди «главных пропагандистов» начальник жандармского управ­ления Федоров называл воспитателей и учителей гимназии Лайона и выходца из «солдатских детей» П. Н. Шангина, преподававшего в гимназии с 1874 по 1877 год, а затем уволенного оттуда.
Членами кружка в докладе называются гимназисты Юрий Богданович, братья Объедовы, Крюкович, Н. Л. Выр-жиковский, а также сын псковского купца Ардамацкий, А. В. Вельский, А. Н. Лидова, Васильева и другие. А. Н. Ли-дова (урожденная Лохова) в 1871—1872 годах устраивала у себя на квартире в Пскове собрания молодежи, где чита­лись запрещенные сочинения. Известно, что среди местной интеллигенции в 70-х годах распространялись произведения Карла Маркса, Лассаля, Прудона. Здесь регулярно следили за статьями в журналах «Современник», «Дело» и других.
В своем отчете начальник Псковского жандармского управления 9 февраля 1880 года писал: «Дознание о суще­ствовавшем в г. Пскове в 1873—-1876 годах тайном сообще­стве с целью идти в народ для распространения в среде его анархических идей ясно указывает, до какой степени был слаб надзор в Псковской мужской и женской гимназиях, если воспитатель гимназического пансиона Лайон, а мо­жет быть, и другие поборники духа времени успели между воспитанниками в короткое время усвоить понятие о рево-
ЛЮЦйойныХ кружках, которые затем уже действовали само­стоятельно. Юрий Богданович, Объедовы, Крюкович и про­чие представляют наглядный пример, они вынесли из Псков­ской гимназии радикальные убеждения, с которыми остаются и поныне».
Получив воспитание в духе идеалов народников, многие питомцы псковских гимназий по выходе на самостоятельный путь начали пропаганду в народе.
Важную роль народники-псковичи отводили учителям, как людям близко стоящим к крестьянской массе. В архив­ных документах неоднократно подчеркивается, что многие молодые люди, иногда из зажиточных семей, уходили учи­тельствовать с целью пропаганды.
«Присутствие политических агитаторов в рядах народ­ных воспитателей, — писал Федоров, — пагубно для моло­дого крестьянского населения, и притом настолько, что по­степенное изъятие их из Этой среды мерами административ­ной власти часто недостаточно, так как они успевают рас­пространить свое пагубное учение прежде, чем пропаганда обнаруживается».
Народники-учителя зачастую были пропагандистами атеистических идей, умело связывая атеистическую пропа­ганду с социально-политическими вопросами.
После покушения народника А. К. Соловьева на Алек­сандра II народническое движение в Пскове заметно падает. Однако ряд псковичей продолжает работу в народнических организациях за пределами Пскова. Среди членов исполни­тельного комитета «Народной воли» были тесно связанные с Псковом деятели А. В. Буцевич и Ю. Н. Богданович.
С 1895 года наступает, по определению В. И. Ленина, пролетарский этап освободительного движения в России, сменивший этап разночинский, или буржуазно-демократи­ческий. В крупных промышленных и революционных цент­рах России эта смена одного этапа другим ярко отрази­лась на характере и формах революционной борьбы проле­тариата.
В Пскове же, где пролетариат был слишком малочислен­ным и слабым, новое в характере и формах борьбы с особен­ной силой сказалось в ожесточенных схватках, которые про­исходили здесь между сторонниками народнических воз­зрений и марксистами.

*******
Страницы: 1 2 3 4

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Времена былые
  • Исторические культурные и архитектурные памятники
  • Летопись г. Остров