Островский летописей Николай Панов

8 ноября 1892 года стараниями причта Троицкого собора была открыта ещё одна, Галичанская церковно-приходская школа, пе­реведённая затем в село Сандровское, что в шести верстах от храма. Учителем Закона Божия консистория назначила туда вы­пускника духовной семинарии. Третьей приписанной к Троицко­му собору церковно-приходской школой стала Войковская, рас­положенная от него в восьми верстах. Законоучителем там с 14 октября 1895 года стал сам настоятель Николай Панов (через два года его сменил родной сын Владимир).
«Псковские епархиальные ведомости» в седьмом номере за 1896 год на пяти страницах подробно рассказали, как в воскре­сенье 4 февраля в Острове торжественно чествовали настояте­ля Троицкого собора в связи с предстоявшим 25-летием его служ­бы священником. Островское духовенство преподнесло юбиля­ру икону Святой Троицы, соборный причт – икону святителя Ни­колая, прихожане-поздравительный адрес и «наперсный, каме­ньями украшенный крест». В адресе отмечалось, что стараниями
пастыря украшены, расширены и приведены в самый благолеп­ный вид снаружи и внутри Николаевский и Соборный храмы го­рода, введено прекрасное и стройное хоровое пение, улучшает­ся кладбище…,
9 июня того же 1896 года по ходатайству епархиального на­чальства «за-заслуги по духовному ведомству» священник Нико­лай Панов был возведён в сан протоиерея, а 3 февраля следую­щего года «в награду прослужения с особенным усердием 12 лет сряду в должности благочинного» пожалован орденом Святой Анны 3-й степени. В связи с введением в Империи казённой про­дажи водки повсеместно создавались Попечительства о народ­ной трезвости,’ 13 ноября 1897 года епископ Антонин назначил благочинного Панова депутатом от духовенства Островского уездного Комитета этого Попечительства. Судя по Памятным книжкам Псковской губернии, там он состоял все десять лет до перехода на пенсию. Как депутат от духовенства, Панов заседал в Островском уедцном земском собрании с 27 января 1899 года по 16 октября14900 года. Два десятилетия, тоже до ухода на пен­сию, он был одним из восьми обязательных директоров Уездного отделения Попечительного комитета о тюрьмах.
Высокое положение в уезде не мешало Панову продолжать работу в школах. Восемь лет с 1900 года он преподавал Закон Божий в Министерском железнодорожном училище и в началь­ной народной школе, открытых на станции Остров. После много­летних усилий благотворители Острова учредили Попечительное общество о Доме трудолюбия, и 19 сентября 1900 года городр-кая дума избрала Панова членом Совета этого общества, забо­тившегося о бедняках и нищих. 4 сентября 1903 года при Доме трудолюбия открыли начальную народную школу, в которую по­ступили 32 ученика. Панов до 1909 года был в ней законо­учителем.
Многообразные обязанности и возраст давали себя знать. Перед своим 60-летием он подал прошение об отставке и указом Псковской духовной консистории от 2 декабря 1908 года был «уво­лен за штат» При этом протоиерей Панов оставался членом По­печительного совета при Доме трудолюбия, а в 1910 году вновь был назначен председателем Островского отделения Епархиаль­ного училищного совета.
Деятельная натура Николая Александровича не позволяла ему оставаться без большого дела, и он взялся за литературно-крае­ведческий труд. Рукопись своей большой книги под названием «Описание города Острова и его уезда» Панов представил на рассмотрение Псковского церковно-исторического археологическо­го Комитета. На заседании 8 июня 1911 гада Комитет решил из­дать книгу за свой счёт, а «протоиерея города Острова Н. А. Па­нова во внимание к высоким научным достоинствам его труда» избрать почётным членом Комитета.
Вероятно, этот труд показался автору и издателям слишком громоздким, особенно описание близкого сердцу Панова Троиц­кого собора. Оно было выделено, значительно расширено и опуб­ликовано отдельно. Так в первой половине 1912 года появилась «Летопись Троицкого собора г. Острова Псковской губернии», из­данная в Пскове на средства Комитета. На ста страницах книги приведена не только 120-летняя история храма, нр и перечисле­но всё, что находилось в нём (иконостасы, алтари, богослужеб­ные книги и сосуды…). 30 страниц заняли краткие биографии священников и других клириков, служивших со времени основа­ния собора. Последние 22 страницы посвящены кладбищенской Мироносицкой церкви и домовому храму Валуевых в селе Же-ребцове, приписанных к Троицкому собору.
Основной частью тиража на правах издателя распоряжался Комитет. 4 сентября 1912 года на его заседании зачитали бла­годарственное письмо Кирилло-Мефодиевского братства от 30 мая за два экземпляра этой книги. Тогда же хранитель Церков-но-археологического музея сообщил о пожертвованиях почёт­ного члена Комитета протоиерея Н. А. Панова. От него поступи­ли в музей: «1) Пистолет роскошной французской работы с зо­лотой насечкой, украшенный гербом. 2) Сабля с французской надписью 1812 года. 3) Чугунное литое изображение старца, чи­тающего книгу. 4) Деревянная небольшая ваза с гербом. 5) Гип­совое изображение И. Христа, 3 апостолов, воинов, стерегущих гроб Господен, и прочих лиц. 6) Хрустальная чаша с изображе­нием вечери (в футляре)». Очевидно, Панов увлекался и кол­лекционированием.
В 1913 году островская типография Фуфаевой отпечатала ос­тальную часть рукописи Панова под названием, несколько отли­чавшимся от первоначального: «Летопись г. Острова и его уезда Псковской губернии. (Материалы к истории г. Острова и его уез­да)». Сведения по Троицкому собору не вошли в эту книгу, и толь­ко на странице 223-й сделана отсылка на предыдущее издание Таким образом, обе книги представляют собой единое, нераз­рывное целое. И всё-таки новая книга составила солидный том в 416 страниц с четырьмя вклейками (видами города) и семью ил­люстрациями по тексту.
Книга оправдывает название «Летопись», так как её последняя, самая большая часть в 234 страницы с подзаголовком «Матери­алы к истории г. Острова и его уезда» год за годом сообщает о событиях в жизни города Скромным термином «Материалы» ав­тор выразил надежду, что будущие исследователи воспользуют­ся ими для составления более обстоятельной истории остро­вской земли. Это пока не случилось, и работы протоиерея Пано­ва по-прежнему остаются крупнейшим источником для краеве­дов. Газета «Псковская жизнь» за 13 марта 1914 года высоко оце­нила труд Панова.
В «Памятной книжке Псковской губернии на 1913-1914 годы» отмечено, что председателем Казанского общества трезвости со­стоял тогда протоиерей Николай Александрович Панов, а руково­дителем общества был его сын – священник Владимир Николае­вич Панов. Общество называлось Казанским, так как было учреж­дено в 1902 году при Казанской женской общине. Эту общину 17 августа 1897 года основал в селе Екатерининском помещик Павел Симанский, имевший там домовую церковь во имя Нерукотворно­го образа Христа Спасителя. Село находилось на левом берегу Великой, напротив Троицкого собора. 15 июля 1907 года община преобразовалась в Спасо-Казанский женский монастырь.
Владимир Панов родился в Острове 19 июня 1873 года, окон­чил Псковскую духовную семинарию в 1894 году, служил псалом­щиком в погостах Чирски Псковского уезда и Веретье Островско­го уезда. 18 июня 1900 года он был рукоположен в священники Образской церкви при Казанской женской общине и с начала нового учебного года переведён законоучителем из Войковской в Казанскую церковно-приходскую школу. В ноябре того же года его назначили постоянным членом и делопроизводителем Ост­ровского отделения Епархиального училищного совета. Позднее он преподавал Закон Божий в Островском реальном и в городс­ком 4-классном училищах, стал благочинным, членом островских благотворительных организаций. На его средства были учреж­дены две стипендии (в прогимназии и в городском училище). 8 июля 1907 года на колокольню Свято-Казанского монастыря был поднят самый большой колокол, отлитый на деньги, собранные по его почину к 5-летию Казанского общества трезвости.
Таким образом, Николай и Владимир Пановы оставили замет­ный след в истории Острова.

Н. Ф. ЛЕВИН, псковский краевед

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Летопись г. Остров
  • ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ОСТРОВЕ
  • Сохранение культурно-исторического наследия островской зем­ли