Как это было

28 июня, прикрывая переправу на реке Великой, Петр Харитонов встретил в небе возле Острова чет­верку фашистских «юнкерсов». Он врезался в их строй и сбил один самолет, затем стал преследовать другой. Он волновался, это был его первый бой, поэтому быстро израсходовал боекомплект. Экипаж фашистского бомбардировщика сопротивлялся. И тут у нашего лётчика отказал пулемёт. Неожиданно «юнкере» стал резко снижаться, чтобы скрыться у земли. Харитонов не отставал, он держался в 30 метрах от ненавистного врага. В этот момент он принял решение таранить. «Я понимал, — вспоми­нает П. Т. Харитонов, — что при таране мой истре­битель может не выдержать, а прыгать с парашю­том на такой высоте (бой проходил у самой земли) бессмысленно. Но, как ни странно, мысль о воз­можной гибели ни на миг не овладела моим созна­нием. В этот момент я боялся только одного — бег­ства врага. Я подумал о Ленинграде, который верит
мне и надеется на меня, и решил: буду таранить (Военно-исторический журнал, №8). Сблизившись вплотную с бомбардировщиком, Петр повернул са­молет влево и винтом ударил по хвостовому опере­нию «юнкерса». Тот вспыхнул и круто пошел к земле. Оставшиеся самолеты врага, в спешке сбросив бом­бы, ушли на запад. Харитонову удалось посадить подбитый самолет на аэродром.
2 июля командир звена 44 СБАП старший лейте­нант Павел Маркуца производил разведку войск про­тивника. Его атаковали два немецких истребителя. Один «мессершмитт»удалось сбить. Но тут подо­спело новое звено фашистских истребителей, и са­молет Маркуцы загорелся. Однако летчик не свер­нул с боевого курса, пока не сбросил бомбы на вра­га. После этого он попытался скольжением сбить пламя, но все его усилия оказались напрасными. Бомбардировщик быстро терял высоту — прыгать с парашютом было поздно. Пришлось садиться на лес, в тыл врага. Пока гитлеровцы добирались до самолета, летчик успел скрыться. В лесу он встретил группу бойцов 749-го стрелкового полка, попавших в окружение. Так как командиров среди них не было, Павел возглавил пехотинцев. По пути к ним примкнуло еще немало солдат, выходивших к сво­им через линию фронта. Когда он с боем вывел их 7 июля из окрркения в расположение своих войск, в группе насчитывалось 312 бойцов, было вынесено два полковых знамени. За этот подвиг старшему лейтенанту Маркуце П.А. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Шёл 14-й день войны. Подполковник А.Н. Витрук повёл группу «Илюшиных», чтобы обрушить штор­мовой удар по войскам и боевой технике противни­ка в районе города Острова. Подлетая к цели, наши летчики встретили около десятка «Хенкелей-113». Не раздумывая, Витрук подал команду продолжать по­лет, а сам. с четверкой «ИЛов» решил принять бой. С первой атаки он зашел фашисту в хвост. Немецкий летчик резким разворотом попытался уйти вправо, но на какое-то мгновение его машина зависла в воз­духе, и Витрук поймал ее в прицел. Меткий удар — и объятый пламенем стервятник рухнул на землю. В карусели боя штурмовикам удалось поджечь еще два «хенкеля». Только сейчас летчик заметил, что ранен: кровь стекала по штурвалу. Правая рука плохо под­чинялась, но, напрягая силы, он продолжал атаки. За этот воздушный бой А.Н. Витрук был удостоен зва­ния Героя Советского Союза(…)
Шестого июля 1941 года бой за город Остров дос­тиг своего апогея. Город два раза переходил из рук в руки. За несколько суток сражения на Остро­вском направлении немцы потеряли 140 танков и много живой силы. Но они не считались с потеря­ми и рвались к Ленинграду. Эти дни для боевых летчиков были сверхнапряженными. По воспом-
наниям ветеранов, почти все дни июня и июля 1941 года, когда велись бои за Остров, погода стояла ясная и очень жаркая. Вылеты производились бес­прерывно с раннего утра и до позднего вечера. Когда самолеты возвращались с боевого задания, их едва успевали заправить и осмотреть, как снова подава­лась команда «На вылетЬ
А вот воспоминание стрелка-радиста Ивана Ильича Черевко, который служил в 205 СБАП 41-й сме­шанной авиадивизии: «Мне было 22 года. Воевал с первого дня войны, но недолго, как говорится, каж­дому свое. На 15-й день войны мой самолет (ско­ростной бомбардировщик) подбили фашисты, я был тяжело ранен и находился на излечении в госпита­лях до 30.06.42 г. Вы спрашиваете о впечатлениях. Прошло время, многого не вспомнишь, но город Остров, как сейчас, перед глазами. 4-5-6 июля мы летали над ним и рядом. Бомбили танковые и меха­низированные колонны немцев на шоссе Псков-Остров, наблюдали город. Он мне казался хорошим, преимущественно одноэтажным, аккуратно спла­нированным. Мне нравились его прямые и чистые улицы, не знаю, прав ли я, но мне кажется, что главные улицы протянуты с юга на север. А вот 7 июля Остров был в сплошном пламени, как раз шли ожесточенные бои.в его районах. Какие еще впечат­ления? Приятно было наблюдать после того, как удачно сбросил бомбы, как горят фашистские тан­ки, бензовозы и другая немецкая техника на глав­ной артерии движения немцев — Псков-Остров».
Прошли десятки лет, но до сих пор не прекращают­ся поиски новых данных и сведений о жизни летчи­ков и их подвиге в островском небе. В этом плане большую работу провела Любовь Гавриловна Рубе-нис, которая занималась сбором материалов для «Кни­ги Памяти», а также переписывалась с ветеранами и
их семьями. В Островском краеведческом музее так­же ведётся сбор информации и воспоминаний чле­нов летных экипажей. Директор музея Петр Михай­лович Гринчук, будучи еще преподавателем Мань-ковской школы, организовал поисковую группу. Ею было исследовано более 10 мест предполагаемой ги­бели летчиков, проведены раскопки, опрошены мес­тные жители. Так, обнаруженные останки у деревни Юшково, по воспоминаниям жителей, принадлежа­ли экипажу бомбардировщика 205-го СБАП. После падения самолета у одного из погибших летчиков были найдены документы. Экипаж захоронен в братской могиле вместе с погибшими танкистами в деревне Мыза Городищенского сельсовета. На обелиске указаны имена: Николай Селиванов — летчик, Сергей Молоканов — штурман, Николай Селезнев — стрелок-радист.
Еще одна братская могила находится в Подборовье Шиковского сельсовета. Там захоронены 2 летчика, отдавших жизнь за Родину 8 июля 1941 года. Вот их имена: лейтенант Михалев Иван Ефимович и стар­шина Морозов Владимир Андреевич. Обелиск уста­новлен комсомольцами г. Даугавпилса.
В деревне Железово Синерецкого сельсовета нахо­дится одиночная могила, в которой захоронен неиз­вестный летчик.
Во время войны авиаторы проявили чудеса муже­ства и отваги. Настоящие профессионалы, а зачас­тую и совсем неопытные летчики стремились ис­пользовать любую возможность, чтобы сорвать на­ступление врага. Многие из них отмечены высоки­ми наградами Родины. Другие, неизвестные герои, полегли в островской земле. Вечная им память и благодарность потомков.
Н. Ильич
По материалам краеведческого музея

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • ПАМЯТЬ, ЗАСТЫВШАЯ В КАМНЕ
  • Псков в годы великой отечественной войны
  • Бой за Остров