Герб г. Острова

К истории герба.
«Герб — род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу» – из словаря В. Даля. Первые гербы появились в Европе в конце XI – начале XII столетий. Русское название «герб» ухо­дит своими корнями именно в это время и происхо­дит от немецкого «erbe» – наследство. Со второй половины XVII века гербы начали появляться в Рос­сии. Пётр I, жалуя впервые в России почётные титу­лы именитым людям, велел выдавать и дипломы на
это достоинство с гербами. В царствование Екатери­ны II шло присвоение и создание всё новых и новых гербов. Именно она даровала в 1781 году герб г. Острову. В 1797 году вышел первый том, посвящен­ный описанию-кодификации русских гербов «Общий гербовник». Вся история России запечатлена в свое­образной художественной летописи.
Документ: «Положение о гербе муниципального образования город Остров и Островский район Псковской области» — обоснование символики и описание герба.
Описание герба:
«В лазоревом (синем, голубом) поле на такой же оконечности серебряный город (без стены) с цер­ковными колоколами о золотых главах по сторонам; и поверх всего растущие на зеленном острове с золо­тыми откосами три дуба с чёрными стволами и зе­ленными кронами».
Главными фигурами в гербе являются зелённый ост­ров, делая герб гласным.
Серебро в геральдике — символ чистоты, благород­ства, мира, взаимосотрудничества.
Дуб означает силу, защиту, долговечность, мужество, верность. Три дуба символизируют братство, согла­сие, творческую силу, рост, движение вперёд.
Зелённый цвет — символ изобилия, жизни, возрож­дения. Чёрный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия.
Золото — прочность, величие, великодушие, богат­ство.
Территориальная принадлежность г. Острова к Псков­ской области обозначена путём включения в герб вольной части — четырёхугольника, прилегающего изнутри к верхнему краю щита с воспроизведением в нём фигурами из герба Псковской области.
Вопросы к страничке учебника:
Что такое герб ?
Зачем необходимо знать символы города — герб?
Опишите герб г. Острова.
Уникальная находка
Н. В. Темняк, учитель истории и обществознания. Фото автора. Первомайская о/о школа
Rнашей деревне издавна жила легенда о том, то когда-то на берегу р. Утроя стояла дере­вянная церковь. Однажды, во время праздничной пасхальной молитвы «разверзлась земля» и цер­ковь вместе с людьми ушла под землю.
Как известно, дыма без огня не бывает. В сентяб­ре 2003 г. несколько вместе с учителем группа ребят отправились в экспедицию. Определили изгиб реки, о котором упоминалось в легенде, и увидели небольшой холм, заросший кустарником, возле которого, якобы, находилась церковь. Холм обследовали особенно внимательно. На одном из его склонов обнаружили выступающие из земли остатки сгоревшего деревянного сруба. Но была ли это церковь или крестьянский дом сказать, трудно.
При осмотре местности рядом с холмом мы об­наружили большой каменный крест и поначалу подумали, что крест могильный. Крест лежал на земле. Пришлось потрудиться, чтобы очистить его от песка и грязи. Оказалось, что наша находка по форме похожа на кресты, которые мы видели во время экскурсий в Печорский монастырь., Из-борск, Пушкинские Горы. Постепенно на шер­шавой каменной поверхности стали проступать вырезанные на камне знаки. Оказалось, что неко­торые из них похожи на буквы русского алфави­та, но по своему написанию сильно отличаются от
современных. Несколько знаков были совсем нео­бычными. Прочесть надпись оказалось делом не­легким: слова на кресте не отделены друг от дру­га, почти отсуствуют гласные буквы.
Невозможно описать, насколько все мы были удив­лены и озадачены находкой. На этом месте ни­когда не было кладбища. Откуда же мог появить­ся старинный крест на берегу реки?
Теперь предстояло искать разгадку в книгах. Все знаки мы тщательно перерисовали. В справочни­ке нашли образец древнерусского алфавита. Ока­залось, что большинство букв на кресте полнос­тью совпадают с его стилем.
По-прежнему оставалось загадкой: является ли крест могильным или нет?
Ответ на этот вопрос нашли в книге М. Е. Василь­ева «Михайловская Пушкиниана». На ее страни­цах описывается так называемый Крюков крест, найденный также в Островском районе. Постав­лен он был в 1504 г. крестьянином Ф. Крюковым «всем христианам на поклон». Надпись в верхней части Крюкова креста полностью соответсвует надписи на кресте, найденном нашей экспедици­ей.
Так же, как и на Крюковом кресте, на нашей находке в центре хорошо виден аккуратно выре-
занный православный крест «на ножках». Подоб­но Крюкову кресту, на нашем над некоторыми буквами есть специальные значки, указывающие, что в данном месте пропущены гласные. Такое правило существовало в древнерусском языке, о чем упоминается в специальной литературе.
Никакой даты обнаружить не кресте не удалось, да ее и не может быть, если датировать крест допетровским временем: тогда даты обозначались буквами алфавита.
По-видимому, нашим далеким предком крест этот был установлен как поклонный или памятный в честь какого-либо события: победы над болезнью или избавления от стихийного бедствия.
Именно поэтому находится он на красивом пес­чаном берегу, между двумя деревнями: Дворня-ши и Малая Губа. Может быть раньше крест сто­ял на хорошо обозреваемом месте, на том самом холме, на склоне которого видны остатки сгорев­шей постройки.
А откуда пошла традиция установки каменных поклонных крестов? Ведь известно, что она суще­ствует лишь на северо-западе Руси и совершенно не характерна для центральных районов страны. И снова пришлось немало потрудиться, чтобы отыскать ответ на этот вопрос.
Удалось выяснить следующее: сегодня в научном обиходе существуют различные мнения.
1. «Традиция установки крестов проникла на сла­вянские земли в XII в.» (А. Петров).
2.  Они происходят из Европы, в Византии и на Балканах ничего подобного нет. (Е. Соленикова)
3.  Данная традиция имеет византийское проис­хождение. «Через славянский юг они попадают в стремящийся к афтокефальности Новгород, минуя Москву с ее местными оригинальными традиция­ми (И. Шляпкин).
«Однако в любом случае, – как рассказал остро-вский краевед Ю. Ю. Журавлев, – поклонные кре­сты, получившие распространение на Руси были искони наполнены православной символикой. Су­ществовали строгие каноны создания изображе­ний на этих крестах. В самой верхней части поме­щалась надпись «Царь Славы».
На краях большой горизонтальной перекладины изображали имя Божие: Иисус Христос, разделяя на части – одну на левой перекладине, другую – на правой. В центре помещалось либо изображение Распятия, либо восьмиконечного древнерусского креста. Непосредственно под большой горизон­тальной перекладиной была надпись: «Ни-ка», раз­битая на два слога – один слева, другой справа от вертикальной оси. «Ника» в переводе с греческо-
го означает «победа». Эти символизирует Победу Христа над адом и смертью».
По такому принципу размещены и надписи на кресте, найденном нашей экспедицией. Поэтому их содержание на верхней части креста не вызы­вает сомнений.
Полную расшифровку надписи, по-видимому, могут сделать только специалисты по древнерус­скому языку, отечественной истории и культуре.
Мы лишь можем предположить, что он установ­лен не позже 15-16 вв., т.к. «в 16 веке такие кре­сты перестали делать на Руси» (А. Петров).
О древнем происхождении памятника говорят диграфы, изображение буквицы «В» как квадрата с диагональю, титло в виде перевернутой «Ш», его схожесть с другими подобными крестами, хранящимися в собрании Псковского музея.
А мне больше всего запомнилось то чувство удив­ления, которое охватило всех ребят, когда мы уви­дели древние и непонятные знаки на Кресте. Не­ужели действительно этому камню 500 лет? Пол­тысячелетия назад оставил нам свое послание рус­ский крестьянин. Даже имени своего не написал. Но оттуда, издалека, из глубины веков смотрят на нас наши предки. А мы задаем вопрос себе: что останется нашим потомкам от нас? Что им оста­нется в наследство через 500 лет?

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Летопись г. Остров
  • ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ОСТРОВЕ
  • ЯЗЫКОМ ДРЕВНИХ ДОКУМЕНТОВ