ЕВРОПЕЙСКИ ПРОСВЕЩЕННЫЙ МОНАХ

Летом 1878 года Василий Беллавин, один из лучших выпуск­ников Торопецкого духовного училища, поехал в губернский город Псков. Тринадцатилетний отрок преодолел путь в триста с лишним верст, чтобы учиться в семинарии, которую в разное время закончили его отец, несколько дальних и близких родственников, земляков. Пройдет время, и этого по­томка сельских священников и дьячков из глубинной российской провин­ции назовут «европейски просвещенным человеком», и в разных странах будут восхищаться его высокой образованностью, культурой и интеллигентнос­тью.
Кто лее заложил плоды такой просвещенности и где ее истоки, — ведь в парижской Сорбонне и других европейских университетах наши священ­нослужители не обучались?
Псковская епархия была создана первым московским патриархом Иовом в 1589 году, и с тех пор выполняла главный завет православия: направлять народ к благой цели и доброму деянию.
Псковская духовная семинария готовила, как записано в ее уставе, «ис­тинно религиозных, искренне, сознательно, разумно преданных Церкви» пи­томцев.
В годы советской власти многим упорно вбивали в голову, что религия —
«опиум для народа», а ее проповедники попы — недоучки, темные и не­вежественные люди Несостоятельность этой пропаганды опровергает наша история, свидетель­ства старожилов, факты Обратимся к архивным документам Псковской духовной семинарии за те годы, когда здесь учился Василий Беллавин
Семинария, по со — временному опре­делению, относилась к разряду средних учебных заведений, но когда сравниваешь ее программу с програм — мами наших гумани­тарных вузов, поража — ешься ее обширности, многочисленности ее предметов. Вот пере­чень лишь части учеб — ных наук и предметов:. русская история, все­общая история, логика, философские учения, психология, география, педагогика, история русской литературы, греческая хрестоматия, грамматика древних славян, европейская грамматика, математика, черчение, медицина, гимнастика, пение… А ведь еще были глав­ные для семинарии богословские науки. Удивительно, но в Псковской семинарии изучали… пять языков, не  считая  русского:
французский не — мецкий греческий еврейский латинс­кий Кроме обяза­тельной программы усердный семина­рист мог уг\уб\ять свои познания в интересующих ею предметах и науках в богатейшей по фондам библиоте­ке В личном фор­муляре воспитан —
ника J класса Василия Белла — вина записаны такие книги и журналы «Сын отечества» за 1838 — 40 годы, «Русский вест­ник» «Географические очерки», «Сельское хозяйство», «Меди­цина»
О судьбе библиотеки после октябрьского переворота сви­детельствует такая запись «В 1919 году семинарская библиоте­ка была превращена в кавалерий­скую конюшню, и часть книж—
ных сокровищ пропала под навозом Среди книг и рукописей были такие ценности, как греческая рукопись IX—X веков, 4 арабские рукописи, переписка Мимона Тодорского издания Эльзевиров иАльфов, книги из библиотеки Пет­ра I, Екатерины II и многих крупных ученых XVIII века с собственноручными пометками».
Семинаристы, учившиеся вместе с Василием Беллавиным, в своих вос­поминаниях отмечают его необыкновенную одаренность, удивительную память и добрый нрав Воспитанию нравственности будущих священно­служителей в семинарии придавали особое значение Вероятно, это было трудным делом для преподавателей, так как в общежитии под одной крышей собрались оторванные от родителей с 13 — 14 лет подростки со всех уголков губернии, с разными характерами, наклонностями. По инспекторским жур —
налам семинарии можно проследить, как вели себя воспитанники, за что и как их наказывали Вот перечень провинностей, записанных помощником инспектора А Горским за которые семинаристам снизили балл по поведе — нию до «тройки» «за уклонение от уроков церковного пения», «за игру в карты», «за курение», «выпил пива», «пропустил утреннюю молитву», «во время литургии грыз ногти», «громко кричал в коридоре»
Самое строгое наказание — исключение из семинарии — применили за учебный год один раз «За выпивку в гостинице» Примечательно, что так сурово обошлись с воспитанником не столько из — за самого факта выпивки, сколько из — за того, что он обманул своих наставников сочинив легенду о несуществующем дядюшке, который якобы напоил его на именинах Ложь в семинарии почиталась большим пороком
Кто же закладывал основы высокой нравственности?
И снова ответ дают архивные документы В одном из указов Святей­шего Правительственного Синода говорится о том, чтобы в церквах повсе — местно произносили проповеди о предметах веры и нравственности с целью просвещения паствы При этом рекомендовалось «собеседования проводить без классической сухости, привлекать к этому и учителей, чтобы язык в сих поучениях был внятный и простой»
Во все шесть лет обучения Василий Беллавин отличался не только бле­стящими успехами, примерным поведением, он был общим любимцем Ес­тественно, лучшего воспитанника семинарии направили в Петербургскую духовную академию, и он первый из своих родственников и земляков с ус­пехом закончил ее и получил степень кандидата богословия
Какой же жизненный путь готовился избрать Василий Иванович, полу­чив высокое духовное зва­ние?
В публикациях о пат — риархе Тихоне проводится мысль, что он чуть ли не с детских лет мечтал о мо — нашеской жизни и гото­вил себя к этому подвигу. Однако есть свидетельство,
которое опровергает это утверждение.
Обратимся к рассказу восьмидесятилетней Веры Александровны Бабини — ной, старожилки погоста Пошивкино Эту историю она слышала от своей свекрови, внучки дьячка Пошивкинского погоста Марии Петровны Баби — ниной, который крестил Модеста Мусоргского
«Во время каникул, — рассказывает Вера Александровна, — Васи­лий Беллавин приезжал к своему родственн ику, служившему в нашей Одигитриевской церкви Здесь он и познакомил­ся с Марией Петровной, будущей моей свекро­вью Она выделялась ми­ловидной внешностью, добрым характером   С
Василием у них был уговор после окончания академии повенчаться, и он хотел стать священником, получить свой приход А вскоре сестра Марии Евгения вышла замуж за латыша с соседнего хутора Мария стала часто навещать сестру и там познакомилась с братом ее мужа Карлом Григорьевичем Кляви-ным и полюбила его Они стали встречаться против воли родителей Когда Василий приехал в Пошивкино, в округе уже судачили об этом «романе» и он спросил прямо «Маша, правда ли то, что говорят люди?» Мария не отрицала ничего и даже созналась, что уже беременна   »
Мы не знаем, как переживал измену Василий Беллавин Достоверно то что, когда он вернулся из академии в Псковскую епархию холостяком, он не был рукоположен в священники и, получив место в родной семинарии, стал преподавать догматическое и нравственное богословие и французский язык
В это время в семинарии учился младший брат Михаил, Беллавины жили рядом с семинарией в «доме Князевых в Никольском переулке»
Выбор места жительства, по всей вероятности, не случаен Протоиерей Михаил Сергеевич Князев был родом из Великолукского уезда, где жили все предки Беллавиных Братьев привлекало общение с этим человеком, разно — сторонне развитым, знатоком философии, словесности, физики, математики, владеющим несколькими языками Отец Михаил еще раньше преподавал в семинарии и, как самый способный, был отправлен в сельскохозяйственную школу высшего разряда, где обучался сельскому хозяйству, ветеринарии, ар — хитектуре, геодезии, законодательству У Анны Яковлевны и Михаила Сер — геевича Князевых было пятеро детей, они учились в университете гимназиях, духовном училище
В альбоме, посвященном тысячелетию крещения Руси, — «Патриархи русской православной церкви» — об одиннадцатом первосвященнике Ти — хоне сказано: «Питомец Петербургской духовной академии, где принял мо­нашество». А в светском журнале «Наш современник» утверждается, что «постриг принял» он в Пскове, окончив «семинарию в 1891 году» Как же было в действительности? В И. Беллавин закончил Псковскую духовную семинарию в 1884 году, Петербургскую академию в 1888 году, но вернулся в Псков не монахом, а в светском звании преподавателя. И только три года спустя, 14 декабря 1891 года, состоялось пострижение в монахи. После тор­жественного обряда пострижения, который совершил епископ Псковский и Порховский преосвященный Гермоген, Василий получил новое имя — Ти — хон. Имя это было выбрано не случайно. Святитель Тихон Задонский, ко —
торого современники называли «великим учителем христианской жизни», родился в новгородской деревеньке по соседству с Псковской епархией. Сын сельского дьячка проявил блестящие способности и стал преподава­телем в семинарии, потом ректором, а в 34 года уже управлял епархией. Са — мую широкую известность Тихон приобрел в Богородицком монастыре го — рода Задонска, где, удалившись от мира, написал ряд сочинений, которые позже многократно переиздавались. Автора называли «святильником пра­вославия»; своей жизнью и учением он утверждал идеалы доброты, терпи — мости, считая, что «прощение лучше мщения».
По характеру и убеждениям Василий Иванович Беллавин был близок к своему небесному покровителю, но судьба определила ему иное предназ — начение.
Через три месяца после пострижения иеромонаха Тихона назначили инспектором Холмской духовной семинарии в городе Люблине, на террито — рии Польши. Вместе со старшим братом уехал и Михаил и там завершил учебу в семинарии.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • «ДАВШАЯ НА АЛТАРЬ БОЖИЙ И ОТЕЧЕСТВО ЛУЧШИЙ ПЛОД»
  • ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ОСТРОВЕ
  • «ОБУЧАЮТСЯ В ДОМЕ ОТЦА…»