«ДАВШАЯ НА АЛТАРЬ БОЖИЙ И ОТЕЧЕСТВО ЛУЧШИЙ ПЛОД»

В погосте Клин Василий прожил пять лет Для его родителей жизнь здесь сложилась благополучно, и все-таки им пришлось оставить это мес­то Старшие сыновья Павел и Иван поступили учиться в Торопецкое ду­ховное училище и находились без постоянного родительского попечения
Подрастал и Василий и проявлял особые способности и влечение к знани­ям. А тут кстати освободилось священническое место в торопецкой Qiaco — Преображенской церкви, и в конце января 1869 года Беллавины перебрались в уездный город. В Торопце у Беллавиных 24 сентября 1873 года родился четвертый сын Михаил. Как водилось в больших семьях, растить новорож­денного приходилось не только родителям, но и старшим детям; Василий помогал матери нянчить и опекать младшего брата. Привязанность к Ми­хаилу, трогательную заботу о нем он сохранит надолго.
Жизнь Беллавиных в Торопце опять же не согласуется с легендой о вещем сне. Отец патриарха, образованнейший священник, многие годы был благочинным, в его ведении находилось несколько приходов, и в общении с подчиненными священнослужителями он проявлял деликатность и муд­рость. И естественно, возникает вопрос: мог ли он, разбудив среди ночи своих детей, вынести им приговор: этот будет горюном, этот умрет в молодости, а этот будет великим? Официально церковь и священнослужители воспри­нимали вещие сны, как и колдовство, отрицательно, что подтверждают запи­си о. Иоанна Беллавина, где он называет сны и колдовство «грубыми пред­рассудками и суеверием». Вспомним фразу о вещем сне: «Пророчество со всею точностью исполнилось». Увы, это не подтверждается. На сеновале отец якобы сказал детям: «Мать предсказала мне скорую кончину». Однако Иван Тимофеевич после этого прожил еще четверть века. Не согласуется «пророчество» и с судьбой сыновей: Павел умер в 26 лет, Иван около 32, Михаил в 29. И неизвестно, кто из них был «горюном». Еще загадка: почему все братья Беллавины из династии потомственных священнослужителей проявили наибольший интерес к педагогике, искусствам, особенно к лите­ратуре и музыке? Старший, Павел, после учебы в Псковской духовной се­минарии закончил С.-Петербургский историко-филологический инсти­тут и был назначен учителем латинского языка Сызранского духовного учи­лища; Иван еще студентом был учителем закона Божия в Торопецком муж — ском приходском училище; Михаил закончил Торопецкое духовное учили­ще, поступил в Псковскую духовную семинарию, продолжил учебу в Холм — ской духовной семинарии, ректором которой был старший брат (будущий патриарх), а затем переехал в Америку. И здесь только короткое время Ми—
хайл был псаломщиком, а потом стал секретарем и библиотекарем в коней — стории. Он интересовался живописью, литературой, писал рассказы.
В судьбе братьев Беллавиных есть еще одна загадка: никто из них не завел семью, не оставил потомства. В биографической литературе очень часто повторяется легенда, что Василий с отроческих лет мечтал об ино — ческой жизни. Но почему же он не постригся в монахи после окончания семинарии, академии и три года находился в светском звании учителя? По
свидетельству В. А. Бабининой, родственницы потомственных священнослужителей, Васи — лий постригся в монахи после измены наре — ченной невесты.
Наверное, мать патриарха глубоко пере — живала, что ей не пришлось нянчить своих внуков, особенно когда после смерти мужа жила в одиночестве. Точную дату смерти И. Т. Беллавина установить не удалось. Пос — ледний прижизненный документ — это рас — писка отца патриарха в получении им ордена. В клировых ведомостях торопецкой Спа—
со — Преображенской церкви за 1900 год есть такая запись: «Сиротствую­щие при Спасо—Преображенской церкви. 1. Вдова священника Анна Гаври­ловна Беллавина, 68 лет, неграмотная, получает пенсию 65 руб. и живет в собственном доме. Дети ея: Тихон, епископ Алеутский и Аляскинский; Ми­хаил Иоаннов Беллавин, 27лет, окончивший курс Холмской духовной семина­рии, Люблинской епархии, жительствует в Америке».
После этого мать прожила еще три года и четыре месяца. В публи — кации А. А. Бовкало указывается, что мать патриарха скончалась 29 апреля 1904 года, а «30 апреля в своей епархии епископ Тихон служил панихиду по новопреставленной Анне». В торопецком районном архиве удалось найти подлинную запись в метрической книге о матери: «Оной торопоградской Спасо—Преображенской церкви священническая вдова Анна Гавриловна Бел-лавина умерла 30 апреля 1904 года, погребена 3 мая в возрасте 72 лет, от водяной. Исповедовал и приобщал священник Федор Беллавин. Погребена на
приходском Вознесенском кладбище, погребение совершали священник Федор Беллавин, дьякон Василий Карзов, псаломщик Владимир Мельхиседеков».
Дату кончины 29 апреля А. А. Бовкало приводит из «Американского православного вестника». Почему же она не совпадает с подлинной запи­сью местного священника? На это можно найти ответ в клировых ведомо­стях Спасо — Преображенской церкви, а заодно узнать подробности о свя­щеннослужителях и всех тех, кто был рядом с матерью патриарха последние годы, дни и часы ее жизни.
Священник Федор Васильевич Беллавин, сын псаломщика из погоста Кудино, обучался в Псковской духовной семинарии в то время, когда там пре — подавал В. И. Беллавин и учился его младший брат Михаил. Любопытную запись о шалостях Федора в семинарии оставил помощник инспектора Гор — ский: «Ученик 5 класса Беллавин Федор в восьмом часу вечера забрался в физический кабинет и там в печи пек добытый откуда—то картофель». За этот невинный проступок снизили оценку по поведению до 3 баллов. В этих же документах отмечено, что младший брат Василия Ивановича Михаил Беллавин очень часто пропускал занятия по уважительной причине — из-за болезни.
А Федор Васильевич стал добропорядочным священником. Службу он начал в дальнем сельском приходе. В городскую Спасо — Преображенскую церковь был рукоположен в 1897 году псковским епископом Антонином, вероятнее всего по ходатайству владыки Тихона во время его приездов на родину из Америки. Отец Федор был примерного поведения, состоял чле — ном ревизионной комиссии по Торопецкому духовному училищу, заведовал школою грамоты. Особый интерес представляет его большая семья, члены которой общались с матерью патриарха. Федор Васильевич был женат на Антонине Ивановне, урожденной Музыревой, дочери священника, у них было двое детей: Павел шести и Елена четырех лет. На иждивении священника находилась его мать, вдова Мария Алексеевна Беллавина, неграмотная. Здесь же проживала и теща, тоже вдова, Мария Ивановна Музырева с большой семьей. Все дети этой грамотной матушки получили светское образование и занимали разные должности: старший Иван служил в армии в звании по — ручика, Николай — бухгалтером, Василий — учителем, Владимир — почта—
льоном; Мария училась в частном пансионе, Константин — в уездном учи — лище. Вероятно, эти Беллавины были в родстве с патриархом.
С семьей дьякона Василия Ивановича Карзова родители патриарха были связаны с давних пор, еще со времени жительства в Клину, и в Торопец пе — ребрались они, видимо, не без ходатайства отца патриарха. В год смерти матери патриарха В. И. Карзову шел семидесятый год, и он с семьей жил при той же Спасо — Преображенской церкви. У них с матушкой Алексан­дрой Петровной были взрослые дети, но не духовного звания: Иван Василь — евич служил письмоводителем у члена великолукского окружного суда по Торопецкому уезду и жил в доме отца с женой Евгенией; Василий, холостой, 23 лет, был чиновником при почтово — телеграфной конторе Торопца. По своей должности телеграфиста он и передал по телеграфу траурную весть в Америку, а из — за разницы поясного времени и вышла путаница в опреде — лении даты кончины.
Как известно, из Америки владыка Тихон часто писал матери, и, конечно же, сосед—телеграфист первым доставлял Анне Гавриловне желанные ве­сточки.
В организации ее похорон особое участие принял церковный староста Спасо — Преображенской церкви Александр Алексеевич Побойнин, человек достойный и уважаемый в Торопце. При этой церкви он прослужил полвека, и 24 года из них с отцом патриарха. Прихожане, церковная община 14 раз подряд избирали Побойнина на должность старосты. За долговременную «весьма полезную службу» он был награжден серебряной медалью «За усер — дие» для ношения на Станиславской ленте и значился почетным гражда­нином. Александр Алексеевич все годы был другом семьи Беллавиных, на его глазах росли и учились их дети, достиг высокого сана Тихон.
Как водится, на похоронах были высказаны, а позже помещены в не — крологе самые хорошие слова о земной жизни матери святителя Тихона. В Торопце она пользовалась общей известностью и уважением, особенно в среде духовенства и бедных. Анна Гавриловна испытала в жизни и радость, и горе, и больше последнее: рано лишилась родителей, жила сиротой и в замужестве перенесла много скорбей, не оставила на земле родных, кроме сына — вла — дыки. Как указано в некрологе, любящий и почтительный сын преосвящен—
ный Тихон, когда бывал в Торопце, всегда останавливался на временное жи — тельство у матушки.
Похороны Анны Гавриловны стали событием для торопчан; после от­певания в храме к кладбищу отправилась траурная процессия, в которой при — няли участие духовенство всего города и учащиеся духовного училища. Похоронили Анну Гавриловну рядом с мужем на возвышенном месте Воз — несенского кладбища.
После октябрьского переворота, когда начались гонения на церковь, пер — воначальный надгробный памятник на могиле родителей патриарха Тихона был разрушен. В послевоенные годы верующие торопчане на свой страх и рнск установили простой памятник со скромной надписью: «Здесь покоится прах Р.Б. иерея Иоанна и Р.Б. Анны».
Потомков рода Беллавина по прямой линии не осталось, и о матери пат­риарха в некрологе было сказано так: «Она закончила род как давшая на алтарь Божий и Отечество лучший плод».

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • ТОРОПЕЦ – ГОРОД ДЕТСТВА
  • Патриарх Тихон
  • «ПРОЗВАНИЕМ БЕЛЛАВИН…»