Бывший Снетогорский монастырь

В 2 верстах к северу от Петропавловской Сироткинской церкви, на возвышенном мысе, вдающемся в р. Великую и называемом Снетною го­рою, находится бывший Снетогорский монастырь. Название горы про­исходит, вероятно, от снетка, в изобилии заходящего сюда изо Псковс­кого озера. Снетогорские монахи издавна промышляли рыбой и имели свои лавки и даже свое подворье в рыбных городских рядах. Время осно­вания монастыря неизвестно, но несомненно, что он основан не позже XIII века, так как о нем упоминается в летописи под 1299 годом, когда Меченосцы, неожиданно явившиеся под городом, напали на монастырь
1 Извозчик на Снетную гору и обратно, с часовой остановкой, обойдется около 2 рублей Если же ехать сначала в Сироткину церковь и, обождав там полчаса, следовать Далее на Снетную гору, а оттуда, с часовым обожданием, обратно в город, то обойдет­ся около 3 руб.
и убили игумена Иасафа с 17 монахами. Возможно, что Иасаф и был ос­нователем монастыря, так как во Псковских синодиках он называется первым Снетогорским игуменом. Вследствие некоторых особенностей своего внутреннего строя, монастырь приобрел характер светской про­мышленной общины, чему способствовал, главным образом, обычай вкладничества, состоявший в том, что каждый монах делал в монас­тырскую казну имущественный вклад, доходы с коего шли в его пользу. Это искажало самую идею иночества и вносило в монастырскую жизнь чисто светские начала, против чего еще в XIV столетии восставали выс­шие духовные власти1. Однако ж эти отрицательные стороны Снетогор-ского монашества не помешали появлению среди него двух великих Псковских подвижников, Евфросина и Саввы, основавших впоследствии свои отдельные монастыри. Благодаря тому же промышленному харак­теру братии, Снетогорский монастырь отличался благоустройством и обеспеченностью, вследствие чего в нем охотно останавливались знат­ные заезжие гости светского и духовного чина. Самою знатною гостьей была, конечно, София Фоминична Палеолог, остановившаяся в монас­тыре 13 октября 1473 г., на пути своем из Цареграда в Москву. Переодев­шись в царские одежды («порты царския надевши»), она отсюда отпра­вилась во Псков. В 1477 г. Новгородский архиепископ Феофил, в знак своего особого внимания к Снетогорскому монастырю, подарил ему «са-мозвонные» часы, предназначенные сначала для Троицкого собора. В чис­ле братии бывали иногда и лица высокопоставленные: так, напр., в 1404 г. здесь постригся князь Григорий Евстафьевич, сын знаменитого героя, служилого Изборского князя Евстафия, и здесь же был погребен в 1417 г., •въ притвори на десной сторон1]». В 1419 г., во время жестокого мора, здесь же постригся больной Псковский князь Феодор Александрович Ро­стовский. Впоследствии, выздоровев, он уехал в Москву. В смутный 1613 г. шайкой Лисовского был убит на дороге в Москву игумен Снетогорского монастыря, сопровождавший арестованного Псковского самозванца Си-дорку. В 1615 году Густав-Адольф устроил в монастыре свою главную
квартиру. В 1798 году в монастыре была учреждена архимандрия, а в 1804 г. монастырь упразднен и передан архиерейскому домоправлению.
Не доезжая около V4 версты до монастыря, мы видим вправо не­большое озеро. По мнению И. И. Василева, это озеро есть результат по­пыток дать извилистому и очень опасному для судоходства в этом месте руслу реки более прямое направление.
Здесь же, вправо от дороги, стоит часовня недавней постройки. По преданию, здесь был прежде монастырь.
Монастырские святые ворота чрезвычайно схожи с воротами Спа-со-Мирожского монастыря, ныне переделанными и закладенными (стр. 197). На двух толстых и низких столбах, покрытых глубокими кан­нелюрами, утверждена проездная арка; за нею идет другая такая же арка; а дальше третья. Правее ворот в стене видна другая воротная арка, мень­ших размеров, не заделанная. Несомненно, что и здесь были такие же тройные ворота, как и описанные выше.
В монастыре находятся две церкви: Рождества Богородицы и Вла­димирская, бывшая Рождества Христова.
Церковь Рождества Богородицы.
По летописи, эта церковь сооружена в 1310 г., но гг. Суслов и Гра­барь полагают, что она была выстроена гораздо ранее и во всяком слу­чае не позже XIII века. В 1493 г., по словам летописи, «noropt Сн^тная гора весь монастырь и церковь храмъ святыя Богородица». Вероятно, цер­ковь была только сильно попорчена пожаром, но не разрушена, потому что ее архитектура принадлежит глубокой древности. Прежде всего она поражает своим сходством со Спасо-Мирожским собором. На северном и южном фасадах находятся, как и в первом, по две арки: одна большая, другая значительно меньше. Северо- и юго-западные углы храма надстро­ены позже, как и в Спасо-Мирожском соборе, из чего следует, что перво­начальный план храма был, подобно Спасо-Мирожскому, не кубическим, а крестовым. На востоке находятся 3 полукруглые абсиды безо всяких украшений, Средняя абсида немного ниже церковной кровли, боковые же вдвое ниже средней. Последняя значительно меньше, нежели в Спасо-Мирожском монастыре. С южной стороны находится пристройка, со­оруженная, судя по оконным наличникам, значительно позже главного храма. Теперь в ней номещается консисторский архив, а прежде здесь была монастырская трапезная. С запада приделана паперть, хотя и по­зднейшая, но все же древняя, с арочным входом. По верхнему краю арки идет пояс из углубленных квадратов. Последние суть не что иное, как изразцы, но, к сожалению, совершенно забеленные. Отмыть их не сто­ило бы больших усилий. Церковь увенчана главою, которая тоньше и длиннее Мирожской, а потому придает храму более стройный вид, хотя все же поставлена, как и в Мирожском соборе, ближе к востоку. Зато карниз барабана сильно отличается от Мирожского, украшенного толь­ко одним простым арочным пояском. Здесь он состоит из ряда углублен­ных кокошников, ниже коих идет поясок-зигзаг, образованный впадин­ками; средняя часть пояса состоит из двух рядов треугольных впадинок, образующих зигзаги; выше и ниже зигзага идет по ряду углубленных квад­ратиков. Эти украшения встречаются не ранее XIV века. Возможно, что они появились на Снетогорском храме при обновлении его после пожа­ра 1493 года. Древнее покрытие церкви, по мнению акад. Павлинова, было 8-мискатным, ныне же она покрыта железною крышей на 4 ската.
При входе на паперть обращает на себя внимание огромная (3 V4 X У4 арш.) толстая плита. Прежде она лежала на земле у самого входа, но несколько лет тому назад ее сняли и поставили к стене на паперти. К сожалению, это сделано слишком поздно, так как вся средняя часть по­крывающей плиту надписи совершенно стерта ногами богомольцев. Мы могли разобрать лишь несколько слов и, между прочим, начало надписи: Цифра S указывает по крайней мере на XV век, но возможно, что под нею скрывается даже и XTV век’.
За папертью идет притвор, покрытый массивными сомкнутыми сво­дами. Здесь находятся 3 двери: справа – в архив (бывшую трапезу), слева – в ризницу и прямо – в церковь. Проникнуть в архив нам не удалось. Ризница довольно поместительна. Посреди нее стоит огромный 4-хгран-
ный столб, около 1 саж. толщины. На него опираются пять сводов, пере­кинутых во все стороны. В ризнице хранилось прежде несколько малень­ких пушек на лафетах. По преданию, они оставлены здесь Густавом-Адоль­фом.
Вход во храм имеет грубо сделанную перспективную арку, наподо­бие той, какую мы описали в Климентовской церкви (стр. 210). Внутрен­ность храма имеет одну архитектурную подробность, не встречаемую в других церквах: по своей длине, от запада к востоку, храм разделен тре­мя внутренними стенами; следовательно, всех продольных стен, считая с двумя наружными, – пять. Каждая из внутренних стен имеет два пролета, коими соединяются между собою продольные отделения храма. Все от­деления покрыты сомкнутыми и коробовыми сводами. В северо-запад­ном углу, в своде, заметно сферическое углубление – вероятно, след бывшего здесь маленького купола. Все продольные стены не доходят до иконостаса шагов на 6, вследствие чего между ними и иконостасом обра­зуется узкое и длинное пространство. Над ним возвышается полый бара­бан с 8 щелеобразными окнами, утвержденный на 4 подпружных арках, пяты коих опираются не на столбы (их нет), а на стены. Против алтаря устроены наверху каменные хоры, на которые можно взойти только из архива. За правым клиросом почивают мощи убиенных в 1299 г. игумена Иасафа с братиею. В стенах храма вделано много надгробных плит, из коих древнейшие -1647 и 1648 годов.
Несколько лет тому назад в жертвеннике, на стене, были случайно обнаружены древние фрески весьма искусных писем. К сожалению, они сильно попорчены. Лучше других сохранился строгий Византийский лик какого-то святителя. В алтаре также заметны следы фресок. Весьма ве­роятно, что весь храм в древности был покрыт фресками, как и в Спасо-Мирожском соборе.
Церковь св. Владимира, бывшая Рождества Христова.
Построена в 1519 г. во имя св. Николая Чудотворца и была трапез-ною. Тогда же были при ней построены настоятельские кельи.
Церковь имеет форму вытянутого вверх прямоугольника, наподо­бие Стефановской (стр. 195) и Пантелеимоновой (стр. 234). Западный фасад закрыт позднейшей пристройкой. С севера сделано трехдольное деление, но оно не доходит до кровли почти на 2 аршина; кроме того, правая лопасть гораздо короче двух остальных. Остающаяся наверху часть стены имеет прямоугольное углубление почти во всю ширину стены, сде­ланное, вероятно, для фресок. Верх углубления срезан, из чего следует, что древнее церковное покрытие было, вероятно, 8-скатным. С востока приделана полукруглая абсида, без украшений. Барабан глухой и также без украшений. Внутри храм совершенно переделан. Он накрыт прямым потолком, а абсидное углубление закрыто глухою прямою стеной. Все эти переделки произведены в 1814 г.
Колокольня.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Дом Жуковского