Памятники истории и культура Пскова

Вторым по времени сооружения является собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря. Есть основания считать, что собор был построен в XII веке, но в летописи он упоми­нается под 1243 годом. Это интересный по архитектуре шестистолпный храм с тремя могучими главами. Прямо­угольные столбы внутри него впоследствии были скруглены: Это давало больше простора. Позднее круглые столбы ши­роко применялись псковичами и считались одной из архи­тектурных особенностей псковского зодчества. Пристройки и приделы Ивановского собора относятся к XV—XVI векам. Реставрация вернула собору его первоначальный вид. Сей­час это единственный в городе памятник, где восстановлено позакомарное (по сводам) покрытие.
В 3 километрах от города на высокой скале, утонувшей в зелени, стоит еще один памятник искусства древнего Пскова — Снетогорский монастырь. Летописи сообщают, что в 1310 году «заложена, а в 1311 году свершена бысть цер­ковь каменна на Снятной горе». По формам собор очень схож с Мирожским. В XV—XVIII веках он неоднократно перестраивался. Интересно крыльцо XVII века, облицован­ное поливной черепицей. Оно изрешечено пулями. В годы фашистской оккупации гитлеровцы, забавляясь, использо­вали это великолепное творение искусства как мишень. Ми­ровое значение имеют фрески, которыми был расписан собор вскоре после его сооружения.
К памятникам XIV века относится первое каменное зда­ние на территории бывшего посада — церковь Михаила архангела (1339 год), по силуэту схожая с Троицким собо­ром. На барабане хорошо просматриваются украшения XVII века из цветных поливных изразцов (сохранившиеся только на двух памятниках). Колокольня с проездными во­ротами — редкий для Пскова образец шатрового москов­ского зодчества XVII века.
Интересна своей архитектурой кончанская церковь Петра и Павла с Буя, построенная в 1373 году и переделанная в 1540 году. После реставрации 1960 года она стала един­ственным в городе сооружением с шестнадцатискатным покрытием. По преданию, Петр I отправлял здесь службу за священников, которых заставил работать на строительстве бастионов.
Со второй половины XIV века в Пскове начинается интенсивное строительство культовых зданий (до нас па­мятники    XIV    века    дошли    в    основном    в    позднейшей
перестройке). С этого времени до середины XVI века формируются основные черты псковского архитектурного стиля.
XV—XVI века — это расцвет псковского зодчества, и большинство уцелевших сооружений относится к этому пе­риоду.
Из 39 древних церквей 13 — XV века и 14 — XVI века. Замечательным памятником является храм Василия на Горке. Церковь впервые упомянута в летописи под 1413 го­дом. Однако исследования Ю. П. Спегальского показали, что существующий сейчас храм был сооружен позднее — в XVI столетии. Здесь применен чисто псковский строитель­ный прием — ступенчатые арки, соединяющие столбы, коро-бовые своды, стройный барабан, опоясанный ажурным по­яском, позакомарное, как у большинства ранних псковских церквей, покрытие, перестроенное в XVII веке на четырех­скатное. Даже после неоднократных перестроек он может служить классическим примером простоты, красоты форм и линий и умелого сочетания архитектуры с ландшафтом. Так как рядом проходила стена Середнего города, церковь имела важное оборонное значение, а на ее звоннице висел «сполошной» колокол, оповещавший о приближении врага.
Одновременно с небольшими приземистыми церквами со­оружались крупные храмы, главным образом «кончан-ские» — административно-хозяйственные центры «концов» (районов) города. Из колчанских наиболее интересны церкви Николы со Усохи, Козьмы и Демьяна с Примостья и Богоявления с Запсковья.
Собор Николы со Усохи — второй по величине после Тро­ицкого. Он очень пострадал в годы Великой Отечественной войны. Еще недавно собор окружали строительные леса. Можно было наблюдать, как, примостившись на куполе, будто много веков назад, плотник-реставратор с топором в руках обшивает главу собора лемехом. Каждый лемех с ювелирной точностью вытесывался из осины и подгонялся к остальным. Внимание туристов привлекает изящная глава в виде луковицы, совсем игрушечная маленькая живописная часовенка.
Реставрация церкви Козьмы и Демьяна в 1950-х годах вернула ей формы XV века. Замечательна стоящая от­дельно массивная звонница, с двухъярусными подвалами и большой палатой над ними для купеческих «братин». На звоганице, от пролетов которой сохранились лишь следы, ви-
сел набатный колокол, оповестивший в 1610 году псковичей о начале крупнейшего восстания городской бедноты.
Особенность церкви Богоявления составляет ее замеча­тельная звонница. Этот памятник как один из выдающихся реставрировался в числе первых в 1947—1949 годах.
Церковь Георгия со Взвоза интереша щелевидными ок­нами-бойницами в апсидах и изразцовым пояском.
Наиболее типичным памятником архитектуры Пскова XVI века является церковь Воскресения со Стадища, вопло­тившая в себе все характерные черты псковского зодчества: звонницу, крыльцо, апсиды, украшенные орнаментом. Одной из лучших псковских звонниц может считаться великолеп­ное украшение левого берега Великой — колокольня церкви Успения от Парома XVI века.
Во дворе дома на углу Октябрьского проспекта и улицы Свердлова Псковские реставрационные мастерские восста­навливают церковь Сергия с Залужья. Во время исследо­вания руин церкви в одном из углублений, оставшихся от сгнивших и выпавших связей (бревен, стягивающих стены здания), был обнаружен деревянный пенал с рукописями конца XVI — начала XVII века. Рукописи позволяют дати­ровать постройку храма 80-ми годами XVI века, когда Сер­гиевский монастырь во время наступления Батория на Псков был переведен в пределы городских укреплений.
Из пяти церквей XVII века наибольший интерес пред­ставляет оригинальный памятник — церковь Одигитрии, со­оруженная в 1683—1685 годах в московском стиле (в отли­чие от псковских с добавлением кирпича), украшенная многоцветной керамикой, и единственная в Пскове деревян­ная церковь святой Варвары, относящаяся к 1618 году.
Псковская архитектура отличается разнообразием форм и в то же время предельной лаконичностью, продиктованной ограниченностью средств средневекового Пскова, климатиче­скими условиями и грубоватым местным материалом. Ее от­личают красота, строгость и выразительность. Красота псковских памятников заключается в самих формах, линиях, пропорциях; здания настолько пластичны, что их сравни­вают со скульптурой. Но нигде так не проявились черты простоты, строгости и сурового практицизма, как в граждан­ских сооружениях XVII века.
По количеству сохранившихся памятников древнерусской гражданской архитектуры (их насчитывается в городе два­дцать) Псков стоит на первом месте в нашей стране. Здания
отличают толстые (до 2 метров) стены, лишенные украше­ний, маленькие, расположенные высоко над землей окна, крыльца с массивными столбами.
Самое выдающееся из этих сооружений — известные да­леко за пределами страны Поганкины палаты. Это Дом-кре-пость. Бойницами смотрят 105 окон с железными решет­ками и ставнями. Нигде никаких украшений. Все предельно строго и лаконично.
Однако, по мнению архитектора Ю. П. Спегальского, су­ровая простота, какую мы видим сегодня, первоначально нарушалась верхней деревянной пристройкой со светлицами, гульбищем’, вышками. Эти неотъемлемые детали русского деревянного зодчества по традиции перешли и на каменные сооружения.
В Поганкиных палатах, отремонтированных в 1951— 1953  годах, размещаются эксп°зиции  Псковского музея.
Замечательный ансамбль, расположенный на так назы­ваемой Романовой горке, создает другой уголок старины. Входишь в глубь двора и оказываешься в средневековом городе. Тесно прижались друг к другу громоздкие дома с массивными белыми стенами, как у Поганкиных палат, только меньше размером. Привлекают внимание и множество маленьких окон, и живописные приземистые крыльца.
Выделяются необычным для псковской архитектуры бо­гатством украшений вторые палаты Меншиковых (дом Яков­лева). Наличники окон и входная арка увенчаны резными декоративными деталями. Удивляешься мастерству псков­ских зодчих, сумевших на грубом, плохо поддающемся обра­ботке известняке сделать такой ажурный тонкий рисунок. Самая интересная деталь в этом древнем уголке — два рас­положенных друг против друга крыльца. Одно массивное с двумя толстыми каменными столбами и тяжелыми арками. Другое — подобное первому по конструкции, но миниатюр­ное, изящпое, с палаткой сбоку и проходом в верхний этаж. Это типичные псковские порталы, пришедшие в граждан­скую архитектуру из культового зодчества. Такие же крыльца украшают и два других не менее интересных па­мятника: так называемую «Солодежню>> и дом Печенко (на современной улице Гоголя).
<<Солодежня» — жилой дом купца Трубинского, затем Лапина, получил свое название оттого, что в нем в XVIII—
XlX веках варили солод. В здании размещаются фонды Псковского музея.
Среди прочих купеческих домов широко известны бога­тые жилые палаты Трубинских; палаты Постниковых — так называемый «Мешок», в котором при Петре I помещалась тюрьма; «Дом ксендза»; ныне реставрируемые палаты Под-Зноевых и многие другие. Все они снабжены обширными подвалами, типичными для псковских купеческих домов. Исключение составляют палаты Русиновых, где на европей­ский манер сооружен огромный чердак со следами люка для подъема товаров и парадные палаты с потолком.
В палатах Русиновых размещаются главные хранители старины — научно-реставрационные мастерские, созданные в 1949 году, и Псковское отделение Всероссийского обще­ства охраны памятников истории и культуры.
Только за 20 лет своего существования научно-реставра­ционными мастерскими выведена из аварийного состояния большая часть охраняемых государством памятников области и среди них церкви в Выбутах, Устье, Волыпюве. Полностью восстановлены церковь Рождества и Покрова в Углу (или от Пролома), переданная в ведение музея церковь Успенья в селе Мелётове с фресками XV века, собор Иоанна Пред­течи Ивановского монастыря и многие другие.

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Исторические культурные и архитектурные памятники
  • Крестные ходы во Пскове.
  • ЯЗЫКОМ ДРЕВНИХ ДОКУМЕНТОВ